Серебряный ковш с эмалью. 1899–1908. Фабрика Марии Семеновой. Эстимейт 300–360 тыс. рублей.
Вчера в Петербурге прошли первые торги произведениями искусства Российского аукционного дома (РАД). Торгам предшествовали сразу две предаукционные выставки лотов – одна открылась в конце ноября в Георгиевском зале Михайловского замка, другая – в петербургском «Манеже» на выставке-ярмарке «Коллекционер». Как и следовало ожидать, большинство предметов, выставленных на торги, прошли экспертизу Русского музея.
Особенность ситуации заключается в том, что РАД – институция не просто новая и не просто созданная в Петербурге, где арт-рынок развит существенно меньше, чем в Москве. Она учреждена правительством РФ (в России это первый опыт), главные акционеры – Сбербанк и Фонд имущества Санкт-Петербурга. Возникший в августе 2009-го РАД начинал с торгов недвижимостью и теперь обратился к другому сектору рынка. Осознавая, что поначалу эта часть не будет приносить больших дивидендов, одну из основных задач учредители видят в том, чтобы стимулировать разработку законодательной основы для облегчения развития отечественного арт-рынка. По словам гендиректора РАДа Андрея Степаненко, «пользуясь влиянием своих учредителей, Российский аукционный дом будет лоббировать создание необходимой нормативной базы, которая будет регулировать оборот предметов искусства, вопросы ввоза и вывоза – то, что более всего тормозит развитие рынка предметов искусства в России». Смелое заявление, учитывая, что над решением этих вопросов российские антиквары бьются годами.
Еще один закономерно возникающий вопрос – насколько участие государства в процессах арт-рынка отразится на пополнении коллекций госмузеев. О возможностях льготных закупок пока речь не идет, но уже известно, что Павловский дворец-музей попросил у РАД сделать предаукционный выкуп коллекции рюмок Императорского стеклянного завода образца начала XIX века (210–240 тыс. руб.). Музею пошли навстречу, и рюмки ушли по нижнему эстимейту.
Брошь «Жук». 1908–1917. Фирма Фаберже. 360-450 тыс. рублей. Фото автора |
Что касается первой предаукционной выставки – сказать, что она поразила воображение, нельзя. Главный лот – поздняя и вполне традиционная работа Ивана Айвазовского «Штиль», написанная им в 1887 году (24–27 млн. руб.). Среди других топ-лотов – «Землекопы. Строительство железной дороги» передвижника Николая Дубовского (9–12 млн. руб.). Это редкая жанровая картина в творчестве популярного пейзажиста. Увидевший ее на 35-й выставке передвижников Лев Толстой прокомментировал, будто «такими картинами надо будить совесть у людей». Разумеется, не обошлось на торгах и без предметов Фаберже – броши и колье, портсигары, посуда с эмалевыми орнаментами а la russe. Одна из самых дорогих вещей в этом разделе – золотой браслет с бриллиантами, сапфирами и рубинами, складывающимися в дату 12-1-1897 и с застежкой в виде Андреевского флага (1,2–1,5 млн. руб.). Так великий князь Александр Михайлович поздравил свою жену Ксению Александровну с рождением сына.
«Всеядность» аукционного дома пока оставляет ощущение недоумения. С одной стороны, любимые широкой публикой «красивые» пейзажисты вроде Юлия Клевера (1,5–1,8 млн. руб. за «Зиму»), Льва Лагорио (360–420 тыс. руб. за картину «Домик в саду»), любитель крестьянской темы в духе поздравительной открытки Федот Сычков (1,5–1,8 млн. руб. за «Портрет крестьянской девочки с цветами»). С другой – неофициальное искусство 1960-х вроде водочно-селедочного натюрморта Оскара Рабина (1,8–2,1 млн. руб.) и бутылок Михаила Рогинского (2,55–2,85 млн. руб.). Здесь же гравюры Давида Боровского (24–30 тыс. руб.) и работы 2000-х годов вроде «Матриархата» петербургского абстракциониста Владимира Духовлинова (450–510 тыс. руб.).
На вопрос корреспондента «НГ» о причинах широты охвата и о том, планируется ли дифференциация, Андрей Степаненко ответил: «Мы изучаем рынок и ждем определенного ответа о том, что нравится покупателям». Кроме того, добавил он, когда к РАДу обращались наследники известных людей, «грех было бы их на такое помпезное мероприятие не брать». Тем не менее в дальнейшем РАД планирует провести отдельные аукционы по нескольким направлениям – иконы, русская живопись XIX – начала XX века, кроме того, возможно, мебель и даже самовары.
Андрей Степаненко прокомментировал «НГ», что на первых торгах его устроит, если будет продана хотя бы половина лотов (всего их 154). К моменту подписания номера в печать окончательные результаты были неизвестны.