Неизвестный художник.
Портрет Петра I. Начало 1700-х.
На следующей неделе в ГИМе открывается выставка русской портретной миниатюры из собрания SEPHEROT Foundation, крупнейшей коллекции такого рода, хранящейся в частных руках. Коллекция выставляется впервые и входит в большой проект музея «Русский исторический портрет».
Ни в одном другом частном собрании русской миниатюры нельзя столь полно проследить историю ее развития от эпохи Петра Великого до середины XIX столетия. Почти все крупнейшие художники-миниатюристы представлены здесь яркими и качественными образцами своего творчества. Это и работы петровских современников Ш.Буата, первого европейского мастера, заронившего интерес к искусству миниатюры в сердце русского монарха, и Г.С.Мусикийского, русского миниатюриста, едва ли не первым оторвавшегося от иностранных образцов и создавшего собственную манеру и стилистику, ни в чем не уступая лучшим европейским миниатюристам. И произведения А.Х.Ритта и П.О.Росси, которых называют гениями миниатюрного портрета, стоящими в ряду лучших мировых мастеров этого жанра. Интимные, дарственные, парадные, наградные – все эти миниатюрные портреты не только удивительные свидетели времени. Прижизненные изображения монархов, высшей аристократической элиты России, безымянные портреты жен, мужей, детей, влюбленных – это жизни и судьбы, запечатленные на трех–пяти сантиметрах драгоценной живописи. Все эти произведения можно будет видеть в Историческом музее с 3 декабря.
Золотым временем для коллекционирования миниатюры стало начало ХХ столетия. Модное увлечение захватило многих представителей буржуазии и аристократии. Обожавшие, собиравшие и изучавшие миниатюру великий князь Николай Михайлович, бароны Врангель, художники Александр Бенуа и Константин Сомов проделали колоссальную работу по популяризации этого вида искусства. Ситуацию изменил 1917 год. Новому государству оказались не нужны излишне утонченные изображения представителей «эксплуататорских классов». Реквизированные миниатюры из императорских и великокняжеских дворцов, из домов князей Юсуповых, графов Строгановых и Шереметевых распылялись по провинциальным собраниям или поступали в Государственный фонд ценностей для внешней торговли.
Петр Жарков. Портрет Екатерины II. 1791 год. Из каталога выставки |
Ярким примером может служить собрание великого князя Николая Михайловича, расстрелянного в 1919 году. Из его обширного собрания лишь восемь (!) предметов хранятся ныне в Эрмитаже и Русском музее. О судьбе прочих в России долгое время вообще ничего не было известно. Как оказалось, большая их часть была продана на лондонском аукционе в 1922 году. Многие из этих предметов теперь вошли в коллекцию SEPHEROT Foundation.
Коллекция почти целиком была сформирована в Европе. В ее основе лежит собрание Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, часть предметов происходят из европейских коллекций Д.Давид-Вейлла и Ч.Клора, парижского антиквара Александра Попова, из собраний русской аристократии, в частности Марии Васильчиковой.