В Берлине проходит Art Forum, главная выставка-ярмарка современного искусства столицы Германии. Пока еще она не вытеснила с ведущий позиции авторитетнейшую ярмарку в Кельне, но специалисты поговаривают, что если берлинский смотр будет развиваться такими темпами, то скоро он составит крупнейшим ярмаркам мира нешуточную конкуренцию.
Смотреть Art Forum тем интереснее, что он происходит сразу за Арт-Москвой. Некоторое параллели напрашиваются сами собой: ярмарки почти ровесницы (Арт-Москва прошла в 14-й раз, Art Forum – в 15-й), обе пытаются вписать современное искусство в архитектурное пространство 1970-х (выставочный комплекс Messe Berlin с его высокими залами, характерными деревянными панелями и люстрами потрясающе напоминает родной ЦДХ). И главное – обе руководствуются установкой на то, чтобы стать важнейшей национальной ярмаркой с международным уклоном.
Впрочем, у Art Forum это пока получается гораздо удачнее: ярмарка производит впечатление и размахом, и выставленными работами, и уровнем организации, и посетителями. Подтверждают разницу и дилеры: Екатерина Ираги, владелица единственной русской галереи, принимающей участие в Art Forum, берлинской ярмаркой довольна: «Участие стоит столько же, а уровень ярмарки значительно выше. И публика заинтересованная, а не праздношатающаяся, уже в первую пару часов ярмарки у нас со стенда купили работу». На стенде же у Iragui графика Павла Пеперштейна, Сергея Ануфриева, Дениса Салаутина, а также большой вязаный носок с расцветкой под березку Ольги Бошко. И то и другое, кстати, отражает заметные особенности ярмарки.
Во-первых, обилие объектов из текстиля (включая гигантский домотканый ковер и блуждавшее между стендами странное существо, которое оказалось берлинской художницей, также создающей объекты из ткани). Во-вторых, явно внимательное отношение немецкой публики к графике, тонкой, эстетской и многосмысловой (ее на ярмарке на удивление много).
В целом же Art Forum – ярмарка не огромная, но достойная. В одном большом пространстве выставлены и опытные старожилы, и впервые допущенные новички. Все, что висит, стоит, лежит и движется, – можно купить. Цены варьируются, техники – на любой вкус. Есть видеоарт и работы с люминесцентными лампами. Есть не вызывающие никаких эмоций большеформатные декоративные живописные полотна (их поставщиками, кстати, чаще всего являются сами берлинские дилеры). Есть чернуха в духе братьев Чепменов, есть заигрывания с этнографией (индейской, индийской, африканской), есть свои «полисские», плетущие картины из сена и строящие деревянные космические корабли пятиметровой высоты. Есть просто смешные объекты, например полутораметровая бронзовая дубина с надписью «Культура» (20 тыс. евро) или декоративные разноцветные «паразиты» (название авторское) австрийца Петера Вейбеля (7–40 тыс. евро). Конечно, есть и концептуализм. А у галереи Yvon Lambert стенд целиком посвящен шотландцу Дугласу Гордону: его витрины-инсталляции зарезервировали почти сразу, а вот собственноручно вырезанная во временной стенке стенда надпись «I am an author of my own addictions» («я автор моих собственных привычек») пока продается (150 тыс. евро).
Хватает, правда, и сомнительного искусства: за фанеру, присыпанную песочком (концепцию к ней подогнать несложно) просят 10 тыс. евро, за два десятка истертых придверных ковриков – 15 тыс. евро. Выставлено на Art Forum и то, что продать непросто. Двухметровые аквариумы с дачно-помоечным хламом и нежными названиями типа «Русская балерина» (35 тыс. евро). Громадный звеняще-шкворчащий агрегат, составленный из ящиков и старой бытовой техники (30 тыс. евро). Или инсталляция, цитирующая классиков редимейда и называющаяся Don’t do it (за идею просят 100 тыс. евро).
Среди всего этого разнообразия нет, пожалуй, только искусства, апеллирующего к политическим темам. Чуть ли не единственный пример принадлежит творчеству киевского художника Стаса Волязловского (его работы известны и в России, в частности их совсем недавно возили в Пермь на выставку «Якщо»). В его «Магическом зеркале» Джордж Буш превращается, конечно, в Гитлера. И похоже, что добропочтенную, но любящую современное искусство немецкую публику это нисколько не смущает.