Вывески банка Lehman Brothers также были выставлены на торги.
Фото Reuters
В Нью-Йорке и Лондоне продолжают продавать коллекцию банка Lehman Brothers, с банкротства которого в сентябре 2008 года принято вести отчет нынешнего мирового экономического кризиса. Братья Леманы были заядлыми коллекционерами, но их личные собрания давно принадлежат американской нации и находятся в музеях (в частности в Metropolitan). На аукционах же распродают корпоративную коллекцию, собиравшуюся банком с 1990-х годов.
Часть этого обширного собрания уже выставлялась на торги: год назад три сотни не самых дорогих вещей продавал американский аукционный дом Freeman’s Auctioneers. Тогда продажа принесла всего 1,35 млн. долл. Теперь продавать корпоративную коллекцию предложили мировым гигантам Sotheby’s и Christie’s. На долю первого досталось все то, что украшало американские офисы банка, второй занимался европейской коллекцией.
На торгах Sotheby’s в Нью-Йорке выставили современное искусство, собранное самим Lehman Brothers, а также доставшееся ему после слияния с компанией Neuberger Berman. Полторы сотни работ первоначально оценили в 8–12 млн. долл., но продажа превзошла ожидания – 83% лотов проданы за 12,3 млн. долл. Заявленный топ-лот – объект некогда главного провокатора от современного искусства Дэмиана Херста в виде синего шкафчика с посудой (эстимейт 0,8–1,2 млн. долл.) покупателя не нашел (работы Херста вообще сейчас пользуются все меньшим спросом). А самой дорогой работой стало полотно сорокалетней американской художницы эфиопского происхождения Джулии Мерету. Ее двухметровая абстракция без названия выросла в цене с оценочных 600–800 тыс. долл. до 1 млн. долл.
Для художницы это большой рекорд – до настоящего времени ее самая дорогая работа стоила чуть менее 400 тыс. долл.
Современное искусство из коллекции Lehman Brothers пользовалось на торгах большим спросом. Фото Reuters |
На этих торгах удачно были проданы также полотно «Долгая дорога домой» китайского художника Лиу Йе (962 тыс. долл.), яркая абстракция с цветными полосами Марка Гротьана (782 тыс. долл.). Сильно выросла в цене серия раскрашенных фотографий датчанина Олафура Элиассона – с 60–80 тыс. долл. до 458 тыс. На торгах также были проданы работы Такаши Мураками, Ричарда Принса, Герхарда Рихтера.
В среду свою часть торгов провел уже в Лондоне аукционный дом Christie’s – он выставил около 300 лотов с гораздо более низким общим эстимейтом – 2 млн. фунтов. Вещи сравнительно недорогие – от 250 фунтов до 120 тыс. фунтов, к тому же предметы дешевле 1 тыс. фунтов выставлялись без резервной цены (главная задача торгов – продать во что бы то ни стало). Здесь всего понемногу – есть современное искусство, фотография, классическая британская живопись и графика, предметы декоративно-прикладного искусства (в том числе, например, коробки для чая или модели кораблей), книги, карты. Оказалось, что воспоминания о погибшем банке привлекают коллекционеров гораздо больше, чем корпоративная коллекция. Самыми популярными на этих торгах стали не столько произведения искусства (хотя многие из них продавались с превышением эстимейтов), сколько офисные таблички с названием банка. Так, уже первые два лота резко выросли в цене – трехметровая металлическая вывеска Lehman Brothers подорожала с оценочных 2–3 тыс. фунтов до 42 тыс. фунтов, а табличка с фасада лондонского офиса в Кэнери-Уорф – с 1–1,5 тыс. фунтов до 28 тыс. фунтов. Общая сумма торгов в Лондоне составила 1,6 млн. долл. Выручка пойдет на выплаты долгов банка.