0
1302
Газета Антиквариат Интернет-версия

01.10.2010 00:00:00

Обоюдохудожественные манипуляции

Тэги: искусство, цензура, минкультуры


В Москве разворачивается очередное дело, завязанное на конфликте власти и художественного мира. И российские чиновники от культуры и художники в очередной раз показывают непростую ситуацию с цензурой в области искусства. Несвобода мысли и высказывания, а также сложные взаимоотношения общества и арт-пространства снова привели к скандалу, грозящему стать международным.

Ситуация

В конце прошлой недели стало известно, что Министерство культуры и Росохранкультура не пустили на выставку «Русский контрапункт», которая должна открыться в Лувре 14 октября в рамках Года Россия–Франция, несколько работ российского художника Авдея Тер-Оганьяна. Причина отказа от его произведений звучит довольно резко – работы якобы содержат призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ и к разжиганию межрелигиозной ненависти и вражды. Марат Гельман, которому принадлежат произведения Тер-Оганьяна, предложил художнику не вывозить эти конкретные работы, а напечатать такие же в Париже (работы представляют собой принты), избежав конфликта с властями. Автор первоначально согласился, и дело бы тихо замялось как недоразумение, если бы за Тер-Оганьяна не вступились семеро других участников выставки (всего в ней должны участвовать 21 художник и художественное объединение). Юрий Альберт, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Виталий Комар, Вадим Захаров, Юрий Лейдерман и Валерий Кошляков объявили о том, что также отказываются принимать участие в проекте. На тот момент их работы уже были упакованы и отправлены, а в Лувре понятия не имели о конфликтной ситуации.

Дальше события начали стремительно набирать оборот. Тер-Оганьян разместил в своем блоге два открытых письма. В одном из них он пытался объяснить ситуацию французскому куратору Мари-Лор Бернадак, ответственной за выставку, и принести ей свои извинения. Во втором призвал участников выставки бойкотировать мероприятие. При этом Тер-Оганьян выдвинул фактически ультиматум, к которому просил присоединиться своих коллег по цеху. Во-первых, он потребовал, чтобы его работы были привезены из Москвы (то есть выступал против негласной цензуры). Во-вторых, чтобы другому художнику Олегу Мавроматти продлили российский паспорт.

Напомним, что в 2000 году Мавроматти был обвинен в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни и в оскорблении чувств верующих за перформанс, в ходе которого он приколол себя гвоздями к кресту. По совету адвокатов, художник уехал в Болгарию, где жил по российскому загранпаспорту. Теперь срок действия паспорта закончился, и положение Мавраматти стало нелегальным, а в России ему грозит суд. Чам Тер-Оганьян также находится в непростой ситуации – он живет в Чехии в статусе политического беженца, преследуемого за убеждения. В эмиграции художник оказался после своей акции «Юный безбожник» 1998 года, в ходе которой он рубил топором картонные копии икон, протестуя против коммерциализации духовных ценностей в России.

Первое требование Тер-Оганьяна художники поддержали единогласно. Второе многих из них оттолкнуло. Арт-сообщество однозначно выступает против цензуры в области искусства, но бороться с более сложными и неоднозначными делами, вроде ситуации с Мавроматти, пока мало кто готов.

Что касается выставки, то на сегодняшний момент официальных сведений об ее отмене ни со стороны Минкультуры, ни со стороны Лувра нет. Куратор выставки Мари-Лор Бернадак попросила ГЦСИ (который является одним из соорганизаторов проекта) предоставить в экспозицию другие работы Тер-Оганьяна. Реакция самого художника на это пока не известна. К началу следующей недели дело надеются окончательно разрешить в ту или иную сторону.

Из-за чего спор

Работы Тер-Оганьяна, которые запретили показывать в Лувре, входят в его серию «Радикальный абстракционизм». Это действительно абстракции, аппелирующие к наследию супрематизма, очень декоративные и сами по себе не несущие никакой агрессии. Они не имеют даже поверхностной связи с политикой. Эмоциональную реакцию вызывают не сами изображения, а подписи под ними. Именно эти высказывания, видимо, и были прочитаны чиновниками как лозунги и призывы. Именно этот громадный разрыв между радикальной подписью и нейтральным изображением и есть главный рычаг художника. Конечно, здесь есть насмешка над прямолинейно воспринимающим зрителем (в ловушку как раз и попали чиновники). Над тем, как заранее данная интерпретация формирует восприятие и мнение вопреки здравому смыслу и собственным глазам. Как работают механизмы манипуляции общественно-социальными фобиями. И то, какую реакцию вызвали работы, говорит лишь о том, что художник попал прямо в цель, в ахиллесову пяту нашего общества с его предрассудками и страхами.

Авдей Тер-Оганьян. Серия «Радикальный абстракционизм». Фото из блога Марата Гельмана

Работы эти не новые – они были созданы в 2004 году и не раз без проблем выставлялись в России (в том числе в ГЦСИ) и за рубежом (например, на выставке «Россия!» в музее Гуггенхайма в Бильбао, а также в музее Челси). Для нынешней выставки они были отобраны куратором проекта, и кого конкретно из чиновников они так тронули, не ясно (поговаривают, что им мог быть директор Департамента культурного наследия Минкульта Рамазан Колоев). Вероятно чиновники Минкультуры решили перестарховаться: выставка финансируется из госбюджета и Минкультуры конечно заинтересовано, чтобы все было чисто и красиво. Неожиданно высказался о работах Тер-Оганьяна и директор ГЦСИ Михаил Миндлин (организации, которая по идее должна всеми силами поддерживать современное искусство и отстаивать право художника на самовыражение). Его комментарий насчет изображения на зеленом фоне, которое «может считаться как негативное высказывание по отношению к исламу» не цитирует теперь разве что ленивый.

В своем открытом письме Тер-Оганьян написал: «Я хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее – обострить этот абсурдистский конфликт. Мои работы, собственно, и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов».

Длинная история

Сложившаяся конфликтная ситуация не первая за последние несколько лет.

В 2003 году в правозащитном Центре имени Сахарова членами радикальной организации была разгромлена выставка «Осторожно, религия!», представляющая размышления современных художников на тему сегодняшних взаимоотношений Церкви и общества. Кураторы выставки Юрий Самодуров и Людмила Василевская были осуждены и приговорены к денежному штрафу. В 2007 году международный скандал вызвал запрет на вывоз в тот же Париж на выставку «Соц-арт» произведений «Синих носов» Владислава Мамышева-Монро и других художников в связи с их провокативной направленностью. Тогда ситуация закончилась судебным разбирательством между Третьяковской галерей и тогдашним министром культуры Александром Соколовым, который, правда, вскоре оставил занимаемую им должность. В том же 2007-м было возбуждено уголовное дело против кураторов Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева в связи с выставкой «Запретное искусство», напрямую заигрывающей с темой цензуры. Совсем недавно трехлетний процесс наконец завершился: прокурор просил три года колонии строгого режима, но во многом благодаря общественной поддержке их приговорили к денежному штрафу. Наконец, событием последнего месяца стало обращение в ГУВД бизнесмена Сергея Шмакова, который нашел проявление экстремизма в журнале об искусстве «Артхроника».

Что касается нынешней ситуации, то в ней важно то, что художники начали политизировать твой труд, отстаивать свои гражданские права. Действуют они несколько радикальными методами - ультиматум все-таки сильный ход. Вынужденная ли это манипуляция с их стороны (как защитная реакция) или она вполне отвечает эпатажным натурам, вопрос спорный.

Мы решили узнать мнение самого общества, о нравственности и душевном спокойствие которого якобы пекутся чиновники. Правда не французского, для которого предназначалась выставка, а российского. Исследовательский портал рекрутингового портала Suprjob.ru специально для «НГ» провел исследование на тему «Нужна ли цензура в произведениях изобразительного искусства?». Из 1800 респондентов экономически активного населения старше 18 лет 22% затруднились ответить на вопрос (в комментариях многие из них написали, что цензура не нужна, если речь идет о подлинном искусстве). 38% поддержали необходимость цензуры (можно было выбрать несколько ответов): на эротическую (24%), религиозную (21%) и политическую (7%) темы. Остальные 40% высказались категорически против цензуры. В своих комментариях респонденты отмечали несколько принципиально важных и ожидаемых ими вещей. С одной стороны то что любые рамки и границы вредят развитию искусства. С другой - что должна присутствовать самоцензура, причем не столько у художников, сколько у людей, продвигающих искусство (кураторов, галеристов и т.п.). Отмечали и необходимость ограничения доступа к некоторым произведениям детям и неподготовленному зрителю. При этом подтверждая, что любой зритель имеет полное право выбора, какое искусство смотреть, а какое нет, и сам должен нести за это ответственность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
893
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2689
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1836
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1449

Другие новости