Конструктивистский дом-коммуна нуждается в реставрации.
Фото Алексея Народицкого
Проект превращения Дома Наркомфина на Новинском бульваре в бутик-отель начнется в конце этого – начале следующего года, рассказал РИА Новости префект ЦАО столицы Алексей Александров. Однако в пресс-службе девелоперской группы «Коперник», владеющей большей частью квартир знаменитого памятника конструктивизма, говорят, что, несмотря на то что предреставрационные обследования и согласования с городскими инстанциями уже активно ведутся не один год, сами реставрационные работы начнутся только после полного расселения жильцов – то есть вряд ли ранее, чем через год-два, а сам процесс модернизации здания займет около трех лет. Однако нынешнее аварийное состояние полузаброшенного Дома Наркомфина диктует единственный разумный способ предотвратить полное разрушение – это временно заселить его людьми, объединенными целью спасти памятник.
В построенном в 1930 году из дешевых стройматериалов того времени здании ни разу не проводился капитальный ремонт. С 1970-х годов из-за высокой степени износа Моссовет начал расселение жильцов, а само сооружение определили под снос. Но после того как в 1997 году усилиями общественности дом-коммуна был признан архитектурным памятником регионального значения, а в 2006 году был включен Всемирным фондом памятников ЮНЕСКО в список 100 архитектурных объектов, находящихся под угрозой уничтожения, речь о сносе, слава богу, больше не идет.
Сейчас по наружным стенам здания проходят глубокие разломы, наспех заделанные строительной пеной, вместо окон тут и там вставлены полусгнившие фанерные щиты и куски кровельной жести. Построенная несколько лет назад рядом с Новинским пассажем автомобильная парковка нарушила естественную дренажную систему, в результате чего все сточные воды устремляются прямиком под фундамент Дома Наркомфина. Состояние дома изнутри не менее печальное: в коридорах проваливается пол, в части здания отключено отопление, из-за чего дом промерзает зимой, а весной покрывается новыми колониями плесени, сплошь покрывающей потолки вперемешку со следами от протечек. Рассохшиеся от времени камышитовые осыпаются на глазах, канализационные трубы трескаются, балконы и окна заколочены.
Формально Дом Наркомфина по-прежнему является полноценной частью жилого фонда, в связи с чем следить за его состоянием обязан местный ДЕЗ, однако этого не происходит на протяжении уже нескольких десятилетий, в течение которых дом-памятник по сложившейся в Москве практике «готовят к расселению», по сути уничтожая. Невзирая на его охранный статус, недавно в очередной раз сменившаяся управляющая компания относится к этому расселяемому дому как к списанному и не планирует вложить в текущий ремонт ни рубля.
С 2007 года квартиры в доме начала выкупать девелоперская компания «Коперник», планировавшая превращение здания в бутик-отель. Понятно, что ее представителям следить за состоянием пустовавших долгое время квартир, расселенных еще в 80-е годы, было невозможно, но необходимо было найти способ остановить прогрессирующее разрушение здания для того, чтобы оно дожило хотя бы до начала реставрации.
Поэтому с мая 2010 года, проконсультировавшись с внуком автора проекта Дома Наркомфина Алексеем Гинзбургом, «Коперник» принял благородное решение оживить дом до начала реставрации, а именно сдавать пустующие квартиры молодым художникам под мастерские. В настоящее время в этом зарождающемся арт-кластере проживают несколько молодых художников, среди которых Стас Шурипа, Миша Most, Майя Колесник, Сергей Лакотко. В доме складывается группа единомышленников, способная помочь этому памятнику дотянуть до долгожданной реставрации, ведь известно, что опустевшие здания ветшают в разы быстрее, чем обитаемые.
Символические деньги от аренды в настоящее время являются источником дохода, позволяющим предпринимать меры по противоаварийному ремонту, обеспечивать охрану и текущий ремонт здания, не проводящийся городскими властями. При этом «Коперник» сделал все возможное, чтобы дому не был причинен вред. Так, договор аренды включает в себя пункты, согласно которым в квартирах разрешено делать только косметический ремонт, без каких бы то ни было перепланировок. Аутентичных, исторически ценных отделочных материалов в интерьерах Дома Наркомфина не осталось уже к 1960-м годам в связи с тем, что в большинстве квартир сразу образовались коммуналки. В квартире, где проживали потомки наркома финансов Николая Милютина, до 1970-х годов сохранялась изначально задуманная конструктивистская мебель, «правильная» покраска стен и оригинальные батареи, однако сейчас именно квартира находится в наиболее плачевном состоянии и законсервирована до реставрации.
Похоже, что временное превращение Дома Наркомфина в легальный творческий кластер на сегодняшний день является элегантным, по сути, единственным правильным решением по сохранению памятника хотя бы в нынешнем безрадостном состоянии и убережет его от окончательного превращения в руину, а сам дом со студиями художников на некоторое время станет еще одной необычной точкой на современной арт-карте Москвы, аналогичной знаменитым берлинскому сквоту Tacheles и парижскому культурному центру Cite des Arts. Хочется надеяться, что и после реставрации дух современного искусства не уйдет из Дома Наркомфина.