Рынок русского декоративно-прикладного искусства кризис, похоже, затронул незначительно.
Фото предоставлнео пресс-службой Sotheby’s
В Лондоне завершилась Неделя русских торгов. Пока аукционные дома подвели еще не все итоги, но по имеющимся результатам уже можно сделать некоторые выводы. Нынешняя ноябрьская Русская неделя должна была стать индикатором состояния рынка русского искусства. Причем не столько показателем цен на него (аукционные дома, а за ними и дилеры, цены и так значительно скорректировали соответственно ситуации), сколько покупательской активности. И здесь в первую очередь все зависит не столько от дилеров, сколько от коллекционеров. От их собственной активности на торгах (многие русские коллекционеры предпочитают участвовать в торгах лично, а не через посредников), от количества заказов дилерам и от того, каков спрос был в течение прошедшего полугодия (с летних торгов), а значит, насколько коллекционеры смогли обеспечить дилерам относительную финансовую стабильность для сегодняшних покупок. Коллекционеры последний год особенной активностью, разумеется, не отличались, но русские торги в Нью-Йорке прошли относительно хорошо («НГ» писала об этом в номере от 20.11.09). Поэтому все надеялись.
Разумеется, не совсем корректно сравнивать результаты нынешней Русской недели с результатами аналогичных торгов год назад и два года назад. Хотя бы потому, что 2007-й был слишком благополучным, а 2008-й – слишком кризисным. Но они являются единственными ориентирами развития рынка, поэтому сопоставление неизбежно.
Нынешние результаты показывают, что правы те эксперты, которые утверждают, что кризис в России проходит с отставанием, и это сказывается и на рынке русского искусства также. Самыми показательными здесь являются вечерние торги Sotheby’s, впервые появившиеся как раз три года назад и считающиеся самыми богатыми по представляемой коллекции и наиболее успешными на Русской неделе. Цифры, касающиеся как цен, так и объемов, говорят сами за себя. В 2007 году было продано 75% лотов на сумму 25,7 млн. фунтов, в 2008-м – 60% лотов на сумму 14,1 млн. фунтов, в этом году – 50% на сумму всего 4,1 млн. фунтов. Кстати, предыдущие июньские вечерние торги этого же года принесли 7,9 млн. фунтов – падение очевидно. Заметим, что речь идет о торгах аукционного дома, который является лидером на рынке русского искусства.
Что касается цен, то на нынешних вечерних торгах они не росли вообще, в лучшем случае оставаясь в рамках эстимейта, в худшем – ниже его. Только одно произведение с трудом дотянуло до 1 млн. фунтов, правда, установив ценовой рекорд: топ-лот торгов – большое декоративное полотно Александры Экстер «Венеция» стало теперь ее самой дорогой работой. Правда, это цена не молотка, а с учетом процента аукционного дома. Так что до психологически важной отметки в зале полотно не добралось. Год назад – в начале кризиса – было пять полотен, преодолевших роковую планку.
Русские торги в Лондоне стали ориентиром состояния рынка русского искусства. Фото предоставлено пресс-службой Sotheby"s |
Падение спроса вызвано не только падением интереса и покупательской способности, но и падением предложения – коллекционеры не спешат расставаться с лучшими произведениями, и коллекции на торгах становятся заметно беднее. Вероятно, из-за этого аукционный дом Christie’s в этом году изменил не только цены, но и принципиальный подход к торгам. Если раньше Christie’s проводил серию из нескольких тематических торгов (отдельно продавали живопись, декоративно-прикладное искусство, иконы, книги), то теперь все идет одним большим аукционом, разбитым по дням. Он так и назывался – просто «Русское искусство». На момент подписания номера в печать Christie’s заработал 8,8 млн. фунтов (сюда можно добавить результаты торгов в South Kensington, которые, правда, изменят результат незначительно – на несколько сотен фунтов). Год назад итогом русских торгов Christie’s были 13,7 млн. фунтов, а в 2007-м – 40 млн. фунтов (несмотря на то что девять из них приходится на ротшильдовское яйцо, а это все-таки исключительный случай, общая сумма все равно впечатляет).
Похоже, что в этот раз Christie’s сделал ставку на декоративно-прикладное искусство в отличие от живописи. Живописных лотов было представлено всего около 80, в основном средней ценовой категории. Из дорогих и заметных вещей было продано две: полотно Николая Рериха «Легенда» ушло за 993 тыс. фунтов в рамках эстимейта, а работе Филиппа Малявина «Катание на санях» удалось установить рекорд на живопись художника – 517 тыс. фунтов (эстимейт 180–220 тыс. фунтов). Остальные 350 лотов составляли предметы декоративно-прикладного искусства: фарфор, серебро, предметы Фаберже, а также небольшая подборка предметов военной истории. Из декоративно-прикладного искусства было куплено более 70%, причем многие вещи росли в цене. Например, золотая табакерка Фаберже подорожала с 50–70 до 253 тыс. фунтов, а ваза Императорского фарфорового завода времени Николая I была куплена за 361 тыс. фунтов при эстимейте 150–250 тыс. фунтов.
На продажах декоративно-прикладного искусства кризис похоже вообще отразился гораздо меньше, чем на живописи: свои две сотни лотов ДПИ в 2007-м Sotheby’s продал за 3,4 млн. фунтов, в 2008-м – за 3,3 млн. фунтов, на нынешних торгах – за 3,8 млн. фунтов. Пара лотов из них обязательно вызывают конкуренцию и растут в цене: в этот раз небольшая икона в серебряном окладе подорожала с 40–60 до 445 тыс. фунтов.
Вечерним торгам Sotheby’s предшествовал также отдельный аукцион предметов из наследия великой княгини Марии Павловны (об этой коллекции «НГ» писала в номере от 23.10.09). Десятки драгоценных безделушек были куплены все до одной и в итоге стоили в полтора раза больше, чем живопись, – 7 млн. фунтов. Объясняется это просто – русское ювелирное искусство пользуется популярностью во всем мире, и среди покупателей на торгах большой процент составляют западные коллекционеры и дилеры. Торги такой категории всегда проходили успешно: год назад, когда весь рынок искусства стремительно стал падать вниз, на Русской неделе на торгах аналогичной тематики (аукцион «Королевские и императорские подарки») было продано 95% лотов. Именно интерес со стороны западных покупателей объясняет и гораздо более приличные результаты прошедшего месяц назад русского аукциона Sotheby’s в Нью-Йорке. Но специальная Русская неделя – удел почти исключительно русских (иногда еще и украинских) покупателей, и здесь, похоже, говорить о росте и прохождении кризиса еще рано.
Третий участник Русской недели – аукционный дом Bonham’s – стал зарабатывать на русском искусстве в два раза меньше, чем до кризиса, – 3,6 млн. фунтов в ноябре 2007-го, 1,7 млн. в ноябре 2008-го, но от торгов этой тематики все равно не отказался. В этот раз результат в целом неплохой – те же 1,7 млн. фунтов при том, что коллекция стала совсем небольшая – всего 168 лотов, из которых была продана половина (в 2007-м дом выставлял около 450 лотов). Bonham’s продает недорогие произведения средней руки (крайне редко превышающие отметку в 100 тыс. фунтов), но иногда выставляет пару-тройку вещей классом повыше, которые могут купить и с превышением цены. В этот раз так купили очередной холст Ивана Айвазовского (378 тыс. фунтов) и «Портрет девочки с яблоком» Николая Фешина (168 тыс. фунтов). Еще один участник, аукционный дом MacDougall’s, подведет результаты своих торгов – аукциона икон, живописи XIX века и послевоенной живописи – только в начале следующей недели.