Результаты ноябрьских торгов Christie’s и Sotheby’s обнадеживают: рынку искусства прочат скорое возрождение.
Фото Reuters
В ноябре арт-рынок прошел очередную проверку кризисом: в Нью-Йорке, куда на время переместился центр продаж произведений искусства, состоялись подряд несколько крупных торгов Christie’s и Sotheby’s.
Lehman Brothers
Но начался месяц со своеобразного напоминания о том, что случилось с мировой экономикой год назад. Американский аукционный дом Freeman’s Auctioneers продал часть коллекции произведений современного искусства Lehman Brothers, который до осени 2008 года был одним из крупнейших инвестиционных банков в мире (суммарная стоимость активов оценивалась в 691 млрд. долл.) 15 сентября прошлого года банк объявил о своем банкротстве, которое стало крупнейшим в истории США и ознаменовало собой начало нового экономического кризиса. Тогда же банк объявил о своем намерении расстаться с корпоративной коллекцией, одной из самых богатых в мире. В собрание банка входило около 3,5 тыс. работ, на торги было выставлено 283, причем все лоты продавались без резервной цены. Несмотря на то что все работы были успешно проданы, общая сумма составила около 1,3 млн. долл., что никак не решит проблемы банка: долг Lehman Brothers оценивает в 250 млрд. долл.
Импрессионисты
Двумя днями позже в Нью-Йорке начались торги работами импрессионистов, самые показательные из которых проходили в вечернее время. Начал продажи аукционный дом Christie's, который выставил на вечернем аукционе 41 лот. Главным из них называли очередной портрет Доры Маар, подруги Пабло Пикассо, без изображений которой не обходится, пожалуй, ни один аукцион импрессионистов: художник создал десятки ее портретов. Работу 1943 года оценили в 7–10 млн. долл., но продать не смогли, остановив торги на 6,4 млн. долл. Отсутствие интереса со стороны покупателей понятно: арт-рынок знал намного более качественные портреты Доры кисти Пикассо.
Зато весьма удачно была продана пастель Эдгара Дега, вечные балерины которого всегда привлекали азиатских покупателей. Вот и теперь за его пастель не поскупился выложить 10,7 млн. долл. (при эстимейте 7–9 млн.) неназванный коллекционер из Азии, участвовавший в торгах по телефону. Всего аукционный дом продал около двух третей работ, в основном в рамках эстимейта или немного дороже. Полотно Клода Моне «Ветёй в солнечном свете» 1901 года ушло за 5,4 млн. долл., «Обнаженная» Сальвадора Дали – за 4 млн. долл., очень неплохой мужской портрет Тамары де Лемпицка подорожал с 2–3 млн. долл. до 4,3 млн.
Всего Christie’s удалось получить весьма скромную для импрессионистов сумму в 65,6 млн. долл. (эстимейт торгов 68–97 млн. долл.). Результаты можно объяснить двумя причинами. С одной стороны, в период кризиса покупатели становятся гораздо более избирательными. С другой – коллекционеры не спешат расставаться с шедеврами, приберегая их до лучших времен, – отсюда налицо не слишком выдающиеся качество выставленных работ и аукциона в целом.
Единственным событием торгов Christie’s стал неожиданный интерес к скульптуре Огюста Родена. Бронзовый «Поцелуй», отлитый в 1887–1901 годах, был продан за 6,3 млн. долл. при предварительной оценке 1,5–2 млн. долл. На торгах Sotheby’s главным лотом тоже оказалась скульптура – «Падающий человек» Альберто Джакометти был продан за 19 млн. долл. при оценке в 8–12 млн. долл. В целом коллекция Sotheby’s была значительно интереснее, и торги прошли более удачно, показав другой уровень цен.
Всего аукционный дом на вечерних торгах заработал около 181 млн. долл., продав из 66 лотов 56. Аналогичные торги Sotheby’s в Нью-Йорке в мае этого года принесли только 61 млн. долл. Многие крупные работы ощутимо превысили эстимейты. Полотно Андре Дерена «Лодки в Коллиуре», оцененное в пределах 6–8 млн., ушло с молотка более чем за 14 млн. долл., «Молодой араб» Киса ван Донгена был продан за 13 млн. долл. при эстимейте 7–10 млн., за холст Василия Кандинского «Драматичный и спокойный» заплатили 10,6 млн. долл. (оценка 6–8 млн.). Удачно был продан также «Мужской торс» Пабло Пикассо (10,3 млн. долл.) и пейзаж Камиля Писсарро, подорожавший с 2–3 млн. до 7 млн. долл. В условиях кризиса рост цен относительно эстимейтов выглядит вполне обнадеживающе.
Русские торги
Успех дома Sotheby’s подкреплялся еще и утренними русскими торгами, которые предшествовали вечернему аукциону импрессионистов. Всего было представлено около 160 лотов – живопись и декоративно-прикладное искусство. Дом Sotheby’s, который по праву занимает лидирующее место на рынке русского искусства, собрал вполне достойную коллекцию. Около 160 лотов были проданы за 13,7 млн. долл., большинство крупных работ выросли в цене относительно эстимейта. Полотно Бориса Григорьева «Мать и дитя» купили за 1,3 млн. долл. при оценке в 500–700 тыс., его же работу из знаменитого цикла «Лики России» – за 986 тыс. (эстимейт 400–600 тыс. долл.), в два раза подорожали пейзаж Григорьева (890 тыс. долл.) и натюрморт Натальи Гончаровой (806 тыс. долл.). Работа Константина Коровина «У окна» при оценке в 600–800 тыс. долл. была куплена за 1,1 млн. долл., с превышением эстимейтов продали целую подборку работ Николая Рериха. В цене росли даже художники не первого ряда: так две работы Абрахама Маневича подорожали с 50–70 и 60–80 тыс. до 266 и 278 тыс. долл. соответственно. Правда, по словам очевидцев торгов, говорить об оживлении русского рынка пока рано – лоты в основном покупали не русские коллекционеры, а западные инвесторы. Об этом косвенно свидетельствует и отсутствие интереса к полотну Ивана Шишкина, которое должно было стать главным лотом торгов (с оценкой 650–850 тыс. долл.), но с трудом было продано за 722 тыс. долл. при том, что со стороны русских покупателей интерес к Шишкину есть всегда.
Одним из неожиданных лотов стал очень редкий знак отличия – миниатюрный портрет Петра I, украшенный бриллиантами. Император награждал им своих приближенных за особые заслуги, и всего известно только шесть миниатюр петровского времени (хранятся в Алмазном фонде и Историческом музее). Раритет оценили в 80–120 тыс. долл., но в результате напряженной борьбы знак отличия был продан анонимному покупателю по телефону за 1,3 млн. долл.
Современное искусство
За торгами импрессионистов последовали аукционы современного искусства, после которых эксперты заговорили о долгожданном переломе на художественном рынке. На аукционе Sotheby’s двухметровая работа Энди Уорхола «200 однодолларовых купюр» 1962 года была продана за 43,7 млн. долл. при эстимейте в 8–12 млн. долл. Для Уорхола это далеко не предел (его рекорд – 70 млн. долл. за «Аварию зеленой машины» на торгах Christie’s 2007 года). Но рынок современного искусства пострадал от кризиса гораздо сильнее других разделов арт-рынка, поэтому этот результат можно оценить как жизненно важный.
Всего за этот вечер за 47 проданных лотов Sotheby’s получил 133 млн. долл. Помимо «200 однодолларовых купюр» среди достижений – продажа автопортрета того же Уорхола за 6,1 млн. долл. при оценке в 1–1,5 млн. долл., 8,7 млн. долл. за «Серые цифры» Джаспера Джонса (эстимейт 5–7 млн. долл.) и рекордная продажа работы Жана Дюбюффе (6 млн. долл.). Удачно была продана и работа Питера Дойга Reflection на торгах Christie’s – за нее заплатили 10,1 млн. долл. при предварительной оценке в 4–6 млн. Но не нашли покупателя два главных лота торгов – произведения Жана-Мишеля Баскиа и Энди Уорхолла. Итог продажи 39 лотов из 47 – 74 млн. долл. (эстимейт торгов 67–94 млн. долл.).
Ив Сен-Лоран
Сегодня должна завершиться и распродажа остатков коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, которую проводит в Париже дом Christie’s. В июле этого года модельер возглавил список самых богатых покойных знаменитостей, который ежегодно составляет журнал Forbes. В 2009 году, по данным журнала, наследники Сен-Лорана получили около 350 млн. долл. – в основном за счет продажи его коллекции. Средства, вырученные от нынешнего аукциона, пойдут на благотворительные цели. На торги выставили 1185 произведений искусства из принадлежавшего Сен-Лорану шато Габриель (которые в свое время оформлял дизайнер Жак Гранж) и его парижских апартаментов и офиса: работы старых мастеров и художников XIX века, импрессионистов и модернистов, скульптуру, серебро, книги, предметы интерьера и ювелирные украшения. Предварительная оценка работ варьируется от 30 евро до 120 тыс. евро. Первые два дня торгов уже принесли 4 млн. евро.