0
928
Газета Антиквариат Интернет-версия

17.10.2008 00:00:00

Сравнить несравненное

Тэги: выставка, christies, sothebys, аукцион


В минувший вторник внимание любителей искусства было рассредоточено между улицей Мясницкой и Гоголевским бульваром, где располагаются знаменитый особняк Черткова и Государственный музей современного искусства соответственно. Именно эти две московские площадки мировые гиганты аукционного бизнеса Christie’s и Sotheby’s выбрали для показа своих очередных предаукционных выставок.

Назначив открытие на один день (хорошо, что не на один и тот же час, – видимо, договорились), аукционные дома тем не менее отдали предпочтение разным выставочным форматам. Дом Christie’s показывал работы всего два дня и в закрытом режиме. Правда, из-за ажиотажа вокруг выставки организаторы приняли решение на второй день открыть двери для всех желающих, что стало приятной неожиданностью. Частью показа, кстати, была выставка предметов ювелирного искусства в Ritz Carlton, на которую вообще собрали лишь избранную публику – драгоценности не терпят суеты и огласки.

«А красивых девушек пускаете?» – пытались прорваться за высокую решетку дома Черткова в день открытия любительницы прекрасного. «Пускаем, но только по приглашениям и журналистов – завтра все в газетах увидите».

Журналистов и правда пускали самыми первыми, пристегнув предварительно на руку пластиковый браслет, как при входе в ночной клуб.

Рабочие еще расстилали дорожки, проводили кабель, доделывали что-то на скорую руку – вечером ожидались важные гости. Пресс-конференции вопреки традиционному плану не было – Christie’s и здесь изменил формат, предложив пообщаться с сотрудниками дома в индивидуальном порядке. Все специалисты о работах говорили долго и восторженно, показывали мазки и кракелюр, а вот на вопросы о кризисе, волнующие сейчас всех, отвечали неохотно и расплывчато. Что-то вроде «Christie’s следит за развитием событий». Понятно, что следит, – все следят.

И все-таки надеясь на русского клиента, Сhrisite’s привез в Москву около 50 работ разных периодов – старые мастера, импрессионисты, искусство XX века. На временных картонных стенках в не отреставрированном до конца доме Черткова они смотрелись экзотическими гостями, яркими пятнами выделяясь на фоне роскошной и пока не золоченной лепнины. Главный герой экспозиции под скромным названием «Best of the best» (как написано на каталоге) – Василий Кандинский, на которого пытаются приманить русских клиентов, помня про их любовь к отечественному искусству. Впрочем, «Эскиз к импровизации № 3», написанный в 1910 году в Мюнхене, в России никогда не был, хранился в Германии и не реставрировался. Аукционный дом рассчитывает получить за него 15–20 млн. долл.

Кроме того, в числе самых важных и соответственно самых дорогих лотов – «Обнаженная» Анри Матисса, написанная с любимой модели и подруги художника Лидии Делекторской (эстимейт 12–18 млн. долл.), работа Анри Тулуз-Лотрека «Две подруги» с изображением куртизанок, которых художник-аристократ обожал посещать в парижских борделях (эстимейт 10–14 млн. долл.), пара венецианских пейзажей Каналетто (эстимейт 8–12 млн. долл. каждый). А также холст «На лугу» 1876 года Клода Моне, художника, триумфально продававшегося на вечерних майских и июньских торгах Christie’s в этом году. Эстимейт работы не разглашается, но с учетом последних рекордов на живопись главного импрессиониста он может составлять десятки миллионов долларов. Отдельно стоит отметить и подборку акварелей Уильяма Тернера, работы которого стоят на аукционах баснословных денег. Из декоративно-прикладного искусства приехала одна серебряная супница, выполненная по заказу Екатерины Великой. Одна, но увесистая (десятикилограммовая) и в сопровождении собственного эксперта Энтони Филипса, главного специалиста аукционного дома по серебру.

Русских же живописных работ, не считая интернационального Кандинского, в экспозиции было только две – полотна Натальи Гончаровой и Владимира Баранова-Россине, предназначенные для ноябрьской русской недели в Лондоне. В этом сегменте рынка лидерство вообще по-прежнему удерживает главный конкурент Christie’s – Sotheby’s, который как раз сделал главный упор на русское искусство в своей экспозиции.

В музее на Гоголевском, куда журналисты переместились из дома Черткова, все было по-доброму, весело и как-то по-американски с широкой улыбкой. Пресс-конференция с давно знакомыми лицами, восторженными речами и большими цифрами. Отвечая на вопросы о кризисе, глава русского Sotheby’s Михаил Каменский уверенно говорил о нерушимости рынка искусства и о том, как люди, успевшие вывести свои активы, не сегодня так завтра кинутся скупать шедевры – инвестировать в самую стабильную область экономики. Неизвестно, насколько реально мировой кризис коснулся аукционного дома, но вот локальный кризис точно имел место быть. Элементарно не хватало пресс-материалов, не говоря уж о каталогах, которые в этот раз были единичными. Не полной оказалась и сама выставка: часть картин не доехала к открытию, другую не успели развесить, а, например, громадного двухметрового Айвазовского поднимали на стену прямо на глазах журналистов.

Впрочем, ко времени официального открытия все висело на своих местах – несмотря на то что выставка Sotheby’s в этот раз снова расположилась в музее, попасть на нее можно только по предварительной договоренности с московским представительством и по приглашениям. Всего привезли около 60 произведений на общую сумму примерно 200 млн. долл. Плюс, как пошутил глава европейского отделения Sotheby’s Марк Полтимор, 20 долл., которые стоит продемонстрированная на конференции фотография «Супрематической композиции» Казимира Малевича, главной интриги ноября. Сама работа осталась в Лондоне, где выставлять ее намного выгоднее – несмотря на высказанные пожелания о покупке этой редчайшей вещи русским коллекционером, Sotheby’s все же рассчитывает на клиентов международных. Они могут заинтересоваться Малевичем, посещая выставку Frieze, проходящую сейчас в британской столице. За Малевича на торгах 3 ноября в Нью-Йорке аукционный дом намерен получить не менее 60 млн. долл. Учитывая редкость таких работ на рынке, стоимость родилась из данных ряда крупных галерей, совершавших частные сделки с работами такого уровня. Как сообщили представители Sotheby’s, всего за последние годы было продано восемь подобных произведений художника.

В целом аукционный дом представил такой же калейдоскоп из старых мастеров, импрессионистов и современного искусства, свободно рассредоточенный по обширным залам музея, как и Christie’s, с той лишь разницей, что русского искусства здесь существенно больше.

Помимо работ, выставленных на русской неделе в Лондоне – а это Маковский, Айвазовский, Ларионов, Рерих, Sotheby’s показывает несколько произведений, которые будут проданы в рамках вечерних торгов импрессионистов и модернистов в Нью-Йорке. Вывести на высокий международный уровень аукционный дом пытается Константина Коровина и Бориса Григорьева. Напомним, что аукционный рекорд на живопись Коровина – 1,5 млн. фунтов, заплаченные за работу «Гурзуф. Вид с террасы» в июне этого года. Выставленную на торги в ноябре работу художника «У окна» аукционный дом оценивает в 800 тыс. – 1,2 млн. долл. А вот что касается Григорьева, то самой дорогой его работой с 2007 года считается «Марсельская проститутка», купленная за 1,3 млн. фунтов на аукционе Christie’s. Sotheby’s намерен побить этот рекорд – полотно «Музыканты» оценено в 4–6 млн. долл., а «Чабан», изображающий поэта Николая Клюева, – в 2,5–3,5 млн. долл.

Впрочем, самые дорогие работы на выставке все равно принадлежат прославленным импрессионистам и модернистам. Одна из находок Sotheby’s – пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица». Работы такого уровня редко появляются на аукционах. Точный эстимейт не разглашается, но известно, что Sotheby’s намерен получить за нее не менее 40 млн. долл. Чуть дешевле – 35 млн. долл. – оценивается полотно Эдварда Мунка «Вампир», написанное в 1894 году и относящееся к знаменитому циклу «Фриз жизни», куда входят также прославленные «Крик» и «Мадонна». Среди других наиболее ценных лотов – работа Пикассо «Арлекин» 1909 года (эстимейт более 30 млн. долл.), «Портрет сидящего человека» Модильяни (эстимейт 18–25 млн. долл.), один из видов Руанского собора Моне (16–22 млн. долл.).

Отдельно хочется упомянуть о лотах современного искусства, которые составили специальный раздел в каждой из экспозиций. Набор имен вторит проходящей на «Красном Октябре» выставке из коллекции Лари Гагосяна – Ричард Принс, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, а также Фрэнсис Бэкон, Энди Уорхол, Том Вессельман и актуальные китайские художники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
792
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1729
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1346

Другие новости