История русского искусства. Том 1. Под редакцией Алексея Комеча. М: Паломник, 2008
Государственный институт искусствознания, одна из самых уважаемых академических институций, начала выпускать новую историю искусства. 22 тома, из которых девять томов посвящено древнерусскому искусству, восемь – искусству Нового времени и пять – ХХ веку, планируют издать в течение 10 лет. Пока в свет вышел первый том – 4 килограмма и более 650 страниц истории искусства Киевской Руси XI – первой четверти XII века.
Новая история искусства наследует традиции двух предыдущих изданий – 1910-х и 1950–60-х годов, задуманных Игорем Грабарем и вышедших под его редакцией. Сам Институт искусствознания когда-то был создан как раз для воплощения в жизнь этого грандиозного замысла. Появление новой истории обусловили два фактора. Во-первых, изменившаяся идеологическая обстановка и готовность науки и общества включить историю русского искусства в контекст мировой истории, а не рассматривать ее как обособленное и независимое явление, что имело место в предыдущих изданиях. Во-вторых, огромный фактологический материал, который наука накопила за последние десятилетия и который требует переосмысления.
По своему замыслу новая история превосходит предыдущие: к искусствам пластическим добавились искусства пространственные – театр, музыка, эстрада, а также фотография и кинематограф. Так что к искусствоведам всех мастей подключились историки и археологи, киноведы и теоретики музыки. Так, в первом томе помимо истории древнерусской архитектуры, живописи и пластики появились главы, посвященные древнерусскому орнаменту, градостроительству, а также археологии (с изданием сотрудничали украинские специалисты).
Как утверждают организаторы проекта (и им веришь), аналогов подобному изданию в мире не существует. И если искусствоведы предыдущих поколений учились на старой истории искусства, то теперь им предоставляется возможность получить в одном издании на порядок больше информации. Хотя о появлении новой истории искусства существует и другое мнение, что сейчас более целесообразно заниматься частными исследованиями.
Издатели рассчитывают, что нынешняя история искусства будет интересна не только профессионалам, но и самому широкому кругу читателей (хотя тираж первого тома всего 2 тыс. экземпляров). Издание предполагает три уровня восприятия. Первый рассчитан на людей, далеких от искусства, но открытых новым знаниям и впечатлениям. Для них – многочисленные иллюстрации, коих в первом томе, например, более 600. Второй уровень предполагает изучение не только иллюстраций, но и текста и рассчитан на людей, интересующихся искусством. И, наконец, третий уровень – для профессионалов, и здесь включаются многочисленные сноски и дополнения.