Олег Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М: Прогресс-Традиция, 2007
Исследование доктора искусствоведения Олега Тарасова «Рама и образ» – это не академическая история рамы, а попытка рассмотреть привычный и часто незаметный предмет как феномен культуры, играющий огромную роль в устройстве диалога человека и мира и организации художественного пространства. Рама – это одновременно и форма контакта произведения искусства и зрителя, и сложная метафора, раскрыть которую автор стремится на многочисленных примерах из истории европейского и русского искусства.
Книга разбита на две тематические части, посвященные иконной и картинной рамам. Историю обрамления автор прослеживает почти с самого начала зарождения искусства: древнее наскальное искусство никаких рам не знало, а вот в античные времена изображение начинает отделяться от окружающего пространства. Эстетика средневековой рамы наиболее ярко проявилась в иконе, которую автор подробно рассматривает в своем исследовании. Рама средневековой иконы – это граница между священным и мирским, необходимая символическая часть восприятия иконы в целостности. В дальнейшем изменение формы обрамления зависело от изменения духовной жизни общества. В эпоху барокко, например, появляются живописные рамы с изображениями и текстами, которые призваны усилить дидактическое начало образа.
Автор расширяет рассматриваемую тему до особенностей иконостаса в разные периоды времени и даже архитектурных элементов. Рассматривает восприятие иконы в зависимости от ее расположения – в пространстве музея, церкви, магазина, которые также являются рамами в широком смысле.
Вторая часть исследования посвящена светской раме, и прежде всего обрамлению портрета российского монарха, развитие которого двигалось от скромной рамки-ковчега к репрезентативной дворцовой раме, представляющей собой собрание символов государственного значения.
Отдельно рассматривается развитие картинной художественной рамы, которая постепенно начинает зависеть от живописных приемов, а затем испытывает влияние массового производства, когда снижается потребность в дорогих резных рамах. В период авангарда рама включается в композицию картины, а в искусстве абстракционизма и вовсе теряет свое значение и исчезает (поскольку картина превращается в «идеальный объект», выходящий за пределы рамы).
Путешествие по истории рамы дополнено большим количеством ссылок на дополнительную литературу и более 230 иллюстрациями.