0
1398
Газета Антиквариат Интернет-версия

18.07.2008 00:00:00

Между человеком и картиной

Тэги: книга, рама, история, икона


книга, рама, история, икона Олег Тарасов. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М: Прогресс-Традиция, 2007

Исследование доктора искусствоведения Олега Тарасова «Рама и образ» – это не академическая история рамы, а попытка рассмотреть привычный и часто незаметный предмет как феномен культуры, играющий огромную роль в устройстве диалога человека и мира и организации художественного пространства. Рама – это одновременно и форма контакта произведения искусства и зрителя, и сложная метафора, раскрыть которую автор стремится на многочисленных примерах из истории европейского и русского искусства.

Книга разбита на две тематические части, посвященные иконной и картинной рамам. Историю обрамления автор прослеживает почти с самого начала зарождения искусства: древнее наскальное искусство никаких рам не знало, а вот в античные времена изображение начинает отделяться от окружающего пространства. Эстетика средневековой рамы наиболее ярко проявилась в иконе, которую автор подробно рассматривает в своем исследовании. Рама средневековой иконы – это граница между священным и мирским, необходимая символическая часть восприятия иконы в целостности. В дальнейшем изменение формы обрамления зависело от изменения духовной жизни общества. В эпоху барокко, например, появляются живописные рамы с изображениями и текстами, которые призваны усилить дидактическое начало образа.

Автор расширяет рассматриваемую тему до особенностей иконостаса в разные периоды времени и даже архитектурных элементов. Рассматривает восприятие иконы в зависимости от ее расположения – в пространстве музея, церкви, магазина, которые также являются рамами в широком смысле.

Вторая часть исследования посвящена светской раме, и прежде всего обрамлению портрета российского монарха, развитие которого двигалось от скромной рамки-ковчега к репрезентативной дворцовой раме, представляющей собой собрание символов государственного значения.

Отдельно рассматривается развитие картинной художественной рамы, которая постепенно начинает зависеть от живописных приемов, а затем испытывает влияние массового производства, когда снижается потребность в дорогих резных рамах. В период авангарда рама включается в композицию картины, а в искусстве абстракционизма и вовсе теряет свое значение и исчезает (поскольку картина превращается в «идеальный объект», выходящий за пределы рамы).

Путешествие по истории рамы дополнено большим количеством ссылок на дополнительную литературу и более 230 иллюстрациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
736
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
759
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1480
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2251

Другие новости