В соревновании двух крупнейших аукционных домов Christie’s и Sotheby’s последний в 2007 году сократил до минимума отставание от соперника и добился хороших финансовых результатов. Так, в 2006 году эти аукционные дома продали произведений искусства на 8,1 млрд. долл., причем доля Christie’s составляла 54%, а Sotheby’s – лишь 46%. В 2007 году общий оборот этих компаний возрос до 10,96 млрд. долл., а доля Sotheby’s достигла 49% от этой суммы, что свидетельствует о практическом паритете в продажах.
Зададимся вопросом: за счет чего Sotheby’s в столь краткие сроки в условиях жесточайшей конкуренции на мировом арт-рынке удалось добиться таких впечатляющих результатов? Здесь следует обратить внимание на два основных момента.
Прежде всего руководство аукционного дома поменяло стратегию продаж, решив сосредоточиться на дорогих предметах высокого уровня (high-value lots), при работе с которыми комиссионные проценты аукционного дома максимальны. Одновременно были произведены структурные изменения среди многочисленных подразделений компании. Так, применительно к азиатскому искусству лондонское отделение в Южном Кенсингтоне больше не проводит, как ранее, дважды в месяц аукцион с недорогим антиквариатом, посчитав, вероятно, соотношение затрат и прибыли неприемлемым.
Японский отдел Sotheby’s на Бонд-стрит в Лондоне был вовсе расформирован как недостаточно рентабельный, а специализированный аукцион по японскому искусству Sotheby’s проводит только в Нью-Йорке, где выставляются предметы выше среднего уровня, а активность покупателей, как правило, более высокая.
Одновременно был активизирован поиск произведений высшего мирового уровня, прежде всего китайского антиквариата, поскольку среди его покупателей много этнических китайцев. Их интересует «китайский антиквариат для китайцев», то есть произведения, изготовленные для Императорского дворца или их аналоги, а не произведения, сделанные в Китае для западного рынка. Ни для кого не секрет, что экономика Китая сейчас переживает небывалый подъем, огромное количество богатых и очень богатых жителей Китая желают иметь в своем доме качественные произведения национального искусства, что стимулирует активность аукционных домов в этом направлении.Таким образом, high-value class произведения искусства оказываются максимально востребованными, кардинальным образом меняя расстановку сил на мировом антикварном рынке. В итоге сумма продаж азиатского искусства на Sotheby’s по итогам 2007 года выросла почти на 50% по сравнению с предыдущим годом прежде всего за счет произведений китайского искусства высшего уровня.
Вторым фактором является всплеск интереса к современному искусству, обусловленный помимо всего прочего ростом популярности именно современного искусства среди молодых представителей финансовых организаций. Если в 2006 году продажи современной живописи на аукционах Sotheby’s составляли 675 млн. долл., то в 2007-м они удвоились, достигнув планки в 1,35 млрд. долл., а это четверть годового оборота компании.
Результаты последнего аукциона современного искусства, прошедшего в Лондоне 14 мая этого года, превзошли все самые смелые предположения, итоговой суммой продаж при всего 85 лотах, выставленных на торги, стали грандиозные 321 млн. долл. (по удару молотка). К слову, вечный соперник Christie’s днем ранее на аналогичном аукционе получил 294 млн. долл. Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что на данный момент современное искусство является важнейшим с точки зрения финансовых результатов, почти достигнув фантастических высот, которыми славились цены на произведения импрессионистов, всегда служивших мерилом мирового антикварного рынка. Продажи русского искусства за 2007 год существенно увеличились, рост составил 25% по сравнению с итогами 2006 года, однако на фоне роста оборотов азиатского искусства они выглядят не столь впечатляюще.
Антиквариат высшего уровня и лучшие образцы современного мирового искусства – это именно то, что нужно сейчас так называемому глобальному покупателю, узкой прослойке людей с практически неограниченными финансовыми возможностями. О том, что руководство Sotheby’s разработало правильную стратегию развития аукционного дома, свидетельствуют следующие данные об изменении клиентуры. Так, в 2006 году среди покупателей Sotheby’s было 68 человек из списка самых богатых клиентов планеты, по версии журнала Forbes, а в 2007-м – уже 86 человек. Приблизительно 10% покупателей – сотрудники банков и финансовых структур, для которых покупка – и способ признания своих достижений видимым и ощутимым образом, и вопрос престижа, и в какой-то степени инвестиционный проект. Именно для них изменилось расписание торгов – предаукционные просмотры стали проводиться в воскресные дни а сами аукционы – в вечернее время.
В будущее руководство Sotheby’s смотрит с большим оптимизмом, оно уверено, что продажи будут расти. Только этим можно объяснить тот факт, что с 1 июня для покупателей в Лондоне и Нью-Йорке косвенно были увеличены процентные ставки. Так, покупатели будут платить комиссионный сбор в размере 25% на покупки до 50 тыс. долл., в то время как ранее этот порог составлял 20 тыс. долл. 20% комиссионных покупатели платят с суммы от 50 тыс. до 1 млн. долл. (ранее с суммы от 20 до 500 тыс.), а 12% – с суммы, превышающей 1 млн. долл. (ранее порог составлял 500 тыс. долл.).
В то время как практически весь мир захлестнула волна инфляции и наблюдается глобальный рост потребительских цен, проблема сохранения и приумножения капитала встает в полный рост, становясь основной головной болью для богатых людей. Инвестирование в искусство – старое и новое – видится многим как один из удачных выходов из сложившейся ситуации.