В начале этой недели завершил свою работу V Международный салон изящных искусств. В этом году MWFAF стал не только арт-ярмаркой, но и поддержал статус мероприятия музейного характера. И как бы ни оценивали арт-дилеры и арт-зрители это событие, одним из наиболее важных результатов деятельности организаторов салона стала столь ожидаемая и довольно редкая по возможности встреча иностранных и русских галерей: московская интеллектуальная публика получила возможность оценить и сравнить работу европейских и отечественных экспонентов. Вероятность осуществления такого совместного проекта в принципе очень невелика: иностранные галеристы не решаются самостоятельно сталкиваться с проблемами ввоза предметов искусства, а отечественные коллекционеры попросту не имеют никакой возможности вывезти их за пределы страны – то, что хоть как-то может заинтересовать зарубежных коллекционеров, а это прежде всего живопись и декоративно-прикладное искусство мастеров XIX – начала XX веков, по определению не подлежит экспорту как культурные ценности, возраст которых превышает столетний рубеж. На протяжении своего относительно недолгого существования антикварный российский рынок всегда оставался весьма замкнутым. И даже несмотря на недавние послабления в таможенных правилах (отмена 30-процентной пошлины на ввозимые на территорию Российской Федерации предметы искусства), причины такого положения по-прежнему заключаются в строгом запрете государства на вывоз ряда категорий культурных ценностей. Государственное регулирование, направленное на сохранение в стране «национального достояния» – действительно ценных предметов искусства, – вместе с тем и преграждает путь работам среднего плана и, как следствие, не позволяет отечественному арт-рынку наконец лишиться такого неприятного и непритягательного оттенка провинциализма. Кроме того что интерес иностранных коллекционеров к русскому искусству по большому счету невелик, а отечественные галеристы, подчиняясь запретам государства, попросту теряют покупателя, русский антиквариат, вращаясь на внутреннем рынке, несколько теряет в цене по сравнению с уровнем стоимости подобных предметов за рубежом. Современные работы – моложе 50 лет, свободно могут пересекать наши границы, но интерес к ним не столь велик. Им еще предстоит завоевать своих поклонников. На таком грандиозном пространстве зарубежного арт-рынка существует небольшое количество иностранных галерей, специализирующихся на старом русском искусстве, имеющем ценность для иностранного покупателя, а восполнить до сих пор пустующую «нишу» на антикварном зарубежном рынке мы просто не в состоянии. Получается, что при обилии отечественного покупателя за границами нашего государства совершенно отсутствует продавец, способный предложить иностранным клиентам достойный материал. Становится понятно, что открытие границ для тех предметов, которые не относятся к исторически значимым для государства, станет революционным как для наших антикваров-галеристов, так и для иностранных коллекционеров. Для нас важна не только возможность торговли за рубежом, но и популяризация, открытие для широкого зрителя русского искусства, во многих моментах не просто не отстающего по качеству от зарубежного, но и часто превосходящего его. В настоящий момент отечественные галереи располагают всем необходимым – собраны великолепные коллекции предметов искусства, накоплен капитал, – но возможности участия в грандиозных европейских и азиатских международных ярмарках все еще нет! Поэтому такие выставки – желанная цель!
06.06.2008 00:00:00
Выход из замкнутого круга
Комментарии для элемента не найдены.