Один из актуальных вопросов современного арт-рынка: может ли конъюнктурность сопутствовать таланту? Как долго будут востребованы имена, раскрученные кураторами, галеристами, культурными чиновниками и спонсорами? История искусств демонстрирует массу примеров и полного забвения некогда популярных художников, и наоборот, противоположные сюжеты – небывалый интерес к творчеству мастеров, которые при жизни не смогли сделать себе имя только лишь потому, что не попали в сферу интересов крупного мецената. Но есть и немало известных истории имен, соединивших в своей судьбе публичный успех и яркий талант. Мне, как собирателю русской живописи, хотелось бы отметить одно из них – Иосифа Крачковского, выпускника Императорской академии художеств, ученика Михаила Клодта, академика. Остро чувствовавший конъюнктуру арт-рынка и обладавший огромной работоспособностью художник сумел сделать себе имя и стать своего рода успешным брендом, активно участвуя в выставочной жизни на родине и за рубежом. В России это ежегодные академические выставки, выставки «Санкт-Петербургского общества художников» и «Общества выставок художественных произведений». Подобные мероприятия были наиболее привлекательны для публики, и произведения, экспонированные на них, по отзывам современной прессы, «находили себе большой сбыт». В 1902 году состоялась первая персональная выставка Крачковского, «удостоенная посещением ИХ Императорских Величеств и Высочайших и Августейших особ». Николай II приобрел несколько работ мастера, впоследствии украсивших собрание Музея императора Александра III. Успех этой выставки принес Крачковскому большую известность, следствием которой стали многочисленные высочайшие заказы и интерес к его творчеству русских и европейских коллекционеров. Последующие самостоятельные выставки Крачковского, проведенные им в Париже (1908) и Ницце (1908, 1909), получили высокую оценку французской художественной критики и восторженные отзывы в прессе. А одна из работ, выставленных в парижской галерее Georges Petit, была приобретена министром изящных искусств для правительственного музея Франции.
Этой истории успеха, блестящей карьере и широкой популярности художника в немалой степени способствовали его деловые качества, разумеется, в совокупности с талантом пейзажиста. Природа в пейзажах Крачковского не воплощение сильных человеческих чувств и драматических переживаний, а отдых для глаза и души, будь то яркие красочные виды Крыма и императорских резиденций или задушевные, с налетом легкой грусти пейзажи, в которых неброская красота русской природы приобретает нравственную ценность, как, например, «Тишь» (1890), являющая собой салонно-академический вариант лирического «пейзажа настроения». Именно подобные работы принесли художнику огромную популярность при жизни и не оставляют равнодушным современного зрителя. Ведь любое произведение, обращенное к общечеловеческим вечным ценностям, неся в себе положительный заряд, выдерживает испытание временем, всегда будет востребовано и займет особое место в художественной культуре.