Меня часто спрашивают о моих любимых работах. Бывают такие вещи, в которые сразу влюбляешься и не знаешь почему, но чувствуешь, что они как будто созданы для тебя. Есть одна необычная картина Ильи Репина – «Неверие Фомы», увидев которую я был потрясен: настолько сильная она по своему эмоциональному напряжению. «Вечер, много свечей, все ученики со свечами┘ Огни свечей отражаются в их глазах... Христос стоит посередине и показывает свои руки Фоме, который красный, отвернулся, опустив голову, закрывая лицо руками...» В этом полотне вся сила репинского психологического гения обращается к образу Христа, его динамичная импульсивная поза и жест передают внутреннюю экспрессию, и живописный прием создает ощущение чего-то напряженно-взволнованного. Широко, с удивительной свободой кладет мастер упругие, будто вибрирующие мазки. Интенсивный красно-коричневый контур напрягает цвет, создавая ощущение тревожного внутреннего свечения, а яркая киноварь горит особо напряженным блеском среди землистых тонов картины. «Неверие Фомы» – настоящая колористическая симфония, выражающая драматический пафос библейского сюжета.
Меня поразила и история создания этой картины, относящейся к большой серии библейских и евангельских сюжетов, над которыми Репин работал начиная с 1918 года. Зимой 1919–1920 годов художник получил известие о собственной смерти: «Я также был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться!.. И эта радость дала мне идею картины», – писал Репин 15 апреля 1921 года Анатолию Кони по поводу сюжета «Утро воскресенья», продолжением которой стало «Неверие Фомы».
Христианская серия, в частности «Неверие Фомы», знаменует новую эпоху в творчестве художника и открывает для нас Репина-экспрессиониста. Здесь и обостренная эмоциональность образа, и фантастический гротеск, и почти нет границ между персонажами и окружающей их естественной средой. Это одна из редких экспрессионистических работ, свидетельствующая о высочайшем таланте мастера и в этой сфере.