Пожалуй, самым важным достижением арт-рынка 2007 года можно назвать прорыв русского искусства на мировых площадках в ряды рекордных продаж. Важнейшей предпосылкой такого роста стало главным образом изменение интеллектуального подхода к коллекционированию и приобретению полотен русских художников. Последние торги ярко иллюстрируют тенденцию к росту цен на искусство, имеющее серьезный провенанс и историю публикаций и экспонирования с момента современного его создания. Раньше работы продавались в первую очередь по принципу «брендовой» ценности имени художника, и коллекция произведений одного художника уходила на торгах по сравнительно равным ценам. Сейчас главными аргументами в выборе покупки определяются качество живописи и наличие богатой старыми публикациями и выставками истории произведения, и, если они есть, – становятся причиной горячих баталий на аукционном поле. Эти критерии справедливы как для живописи ХХ века (она имеет богатую документальную базу, так как формировалась во время публицистического расцвета многочисленных художественных журналов и художественных рубрик почти во всех периодических изданиях), так и для живописи второй половины ХIХ века (передвижников и других гораздо менее растиражированных, но оттого еще более ценных художников). Вспомним торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s в июне 2007-го, где полотно Натальи Гончаровой «Сбор яблок» принесло 4,4 млн. фунтов. На ноябрьских торгах Sotheby’s ее же «Колокольчики» были проданы за 3,044 млн. фунтов. А вот «Еврейская свадьба» (декабрь 2006, Christie’s) была снята с продажи, так как не имела обязательной для такой работы истории публикаций и выставок. Безупречные работы русских пейзажистов и жанристов ХIХ века также выходят на уровень рекордных продаж – «Вид на ночной Петербург» Льва Лагорио был продан за 1,4 млн. фунтов (Christie’s, апрель 2007), «День из боярской жизни» Константина Маковского – за 2,036 млн. фунтов (Sotheby’s, ноябрь 2007), «Маленькие девочки в цветах» Алексея Харламова ушла за 3,176 млн. долл. (Sotheby’s, апрель 2007).
Кроме того, стало совершенно ясно, что качественная аутентичная работа, подкрепленная серьезным провенансом, отличается и художественными характеристиками, которые теперь для русского глаза стали очевидны. Русский коллекционер стал значительно более образован и разборчив. Многие приобрели серьезных консультантов. Все это в целом формирует более требовательный и изощренный вкус, а как следствие, интерес к действительно высококлассным работам многократно растет, а значит, растут и цифры продаж.
В то же время изменилось отношение в среде западных коллекционеров к русскому искусству как объекту коллекционирования. Теперь уже совершенно очевидно, что русское искусство начала ХХ века, плеяда художников Серебряного века и авангардистов представляет значимое событие не только в рамках национальной истории искусств, но и мировой. Из этого следует, что и его инвестиционная перспектива стала значительно более весомой. Подтверждением такого переворота стали продажи русских художников Сутина, Явленского, Кандинского и Малевича на аукционах европейских импрессионистов на одном уровне с первыми именами мирового искусства – Пикассо, Моне, Модильяни. В том числе не уступая им и в цене. Вспомним рекордную продажу картины Алексея Явленского «Шокко в широкополой шляпе» за 9,428 млн. фунтов на торгах импрессионистов Sotheby’s в ноябре 2007 года. Или «Портрет мужчины в красном шарфе» Хайма Сутина, который был продан за 8,756 млн. фунтов на том же Sotheby’s годом ранее. Рекордные продажи следует ожидать и на ближайшей русской неделе в Нью-Йорке (торги Sotheby’s и Christie’s пройдут 15–18 апреля) и на открывшемся сегодня Российском антикварном салоне, где представлен ряд экстраординарных работ Коровина, Сомова, Фалька.