0
1171
Газета Антиквариат Интернет-версия

11.04.2008 00:00:00

Интеллектуальное коллекционирование

Александр Дадиани

Об авторе: Александр Дадиани - коллекционер, антиквар, с этого номера колумнист "НГ-антракта"

Тэги: искусство, бренд, критерии


Пожалуй, самым важным достижением арт-рынка 2007 года можно назвать прорыв русского искусства на мировых площадках в ряды рекордных продаж. Важнейшей предпосылкой такого роста стало главным образом изменение интеллектуального подхода к коллекционированию и приобретению полотен русских художников. Последние торги ярко иллюстрируют тенденцию к росту цен на искусство, имеющее серьезный провенанс и историю публикаций и экспонирования с момента современного его создания. Раньше работы продавались в первую очередь по принципу «брендовой» ценности имени художника, и коллекция произведений одного художника уходила на торгах по сравнительно равным ценам. Сейчас главными аргументами в выборе покупки определяются качество живописи и наличие богатой старыми публикациями и выставками истории произведения, и, если они есть, – становятся причиной горячих баталий на аукционном поле. Эти критерии справедливы как для живописи ХХ века (она имеет богатую документальную базу, так как формировалась во время публицистического расцвета многочисленных художественных журналов и художественных рубрик почти во всех периодических изданиях), так и для живописи второй половины ХIХ века (передвижников и других гораздо менее растиражированных, но оттого еще более ценных художников). Вспомним торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s в июне 2007-го, где полотно Натальи Гончаровой «Сбор яблок» принесло 4,4 млн. фунтов. На ноябрьских торгах Sotheby’s ее же «Колокольчики» были проданы за 3,044 млн. фунтов. А вот «Еврейская свадьба» (декабрь 2006, Christie’s) была снята с продажи, так как не имела обязательной для такой работы истории публикаций и выставок. Безупречные работы русских пейзажистов и жанристов ХIХ века также выходят на уровень рекордных продаж – «Вид на ночной Петербург» Льва Лагорио был продан за 1,4 млн. фунтов (Christie’s, апрель 2007), «День из боярской жизни» Константина Маковского – за 2,036 млн. фунтов (Sotheby’s, ноябрь 2007), «Маленькие девочки в цветах» Алексея Харламова ушла за 3,176 млн. долл. (Sotheby’s, апрель 2007).

Кроме того, стало совершенно ясно, что качественная аутентичная работа, подкрепленная серьезным провенансом, отличается и художественными характеристиками, которые теперь для русского глаза стали очевидны. Русский коллекционер стал значительно более образован и разборчив. Многие приобрели серьезных консультантов. Все это в целом формирует более требовательный и изощренный вкус, а как следствие, интерес к действительно высококлассным работам многократно растет, а значит, растут и цифры продаж.

В то же время изменилось отношение в среде западных коллекционеров к русскому искусству как объекту коллекционирования. Теперь уже совершенно очевидно, что русское искусство начала ХХ века, плеяда художников Серебряного века и авангардистов представляет значимое событие не только в рамках национальной истории искусств, но и мировой. Из этого следует, что и его инвестиционная перспектива стала значительно более весомой. Подтверждением такого переворота стали продажи русских художников Сутина, Явленского, Кандинского и Малевича на аукционах европейских импрессионистов на одном уровне с первыми именами мирового искусства – Пикассо, Моне, Модильяни. В том числе не уступая им и в цене. Вспомним рекордную продажу картины Алексея Явленского «Шокко в широкополой шляпе» за 9,428 млн. фунтов на торгах импрессионистов Sotheby’s в ноябре 2007 года. Или «Портрет мужчины в красном шарфе» Хайма Сутина, который был продан за 8,756 млн. фунтов на том же Sotheby’s годом ранее. Рекордные продажи следует ожидать и на ближайшей русской неделе в Нью-Йорке (торги Sotheby’s и Christie’s пройдут 15–18 апреля) и на открывшемся сегодня Российском антикварном салоне, где представлен ряд экстраординарных работ Коровина, Сомова, Фалька.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1672
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1453
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1799
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
947

Другие новости

загрузка...