Орден Трудового Красного Знамени республики Белоруссия.
Фото предоставлено Dmitry Markov Coins&Medals
С 6 по 15 января в Нью-Йорке проходила очередная нумизматическая неделя, на которой нумизматические аукционные дома и фирмы выставили на продажу свои материалы и коллекции с периода античности до наших дней. На таких неделях за последние годы все больше растет предложение российских и советских монет, медалей, орденов и знаков. И все большее количество покупателей из России участвует в торгах, где предлагается «руссика». Один из постоянный участников нью-йоркской нумизматической недели – совладелец фирмы «Русский нумизматический дом» Виктор Газанчидис поделился с «НГ» своими впечатлениями.
По словам господина Газанчидиса, русская тема нашла свое отражение в торгах шести аукционов: CNG, Dmitry Markov Coins&Medals (2 аукциона), Galerie Numizmatique, Stack’s, Ponterio. При этом только Dmitry Markov Coins&Medals основной упор сделал на русскую тематику и, нужно отметить, не прогадал. Суммарные продажи его двух аукционов составили 9,2 млн. долл. против 2 млн. долл., которые аукционный дом заработал на прошлогодних январских торгах.
Если коллекция монет Dmitry Markov Coins&Medals была сравнительно недорогой и не отличалась выдающимися экспонатами, то подборку орденов советских республик 1920-х годов и довоенных знаков и значков можно назвать уникальной. Так, цены на ордена Трудового Красного Знамени колебались в диапазоне от 45 тыс. долл. (Азербайджан) до 150 тыс. (Белорусcия). Орден Ленина первого типа с орденской книжкой был также куплен за 150 тыс. (напомним, что в России торговля советскими орденами преследуется по закону). Лидерами в повышении цен покупателей к стартовым стали медаль «За полезное» Александра III (47,5 тыс. долл. при старте в 2,5 тыс. долл.) и офицерская ладанка (15 тыс. долл. при старте в 1,5 тыс.).
Особо следует остановиться на подборке советских довоенных знаков, значков и жетонов. Подобное количество (более сотни) ни разу не выставлялось не только на зарубежных аукционах, но и на отечественных торгах. Практически все они были распроданы, причем с серьезным превышением стартовых цен. Так, Знак артиллерийской академии купили за 25 тыс. долл. при старте в 5 тыс. За «Почетный дорожник» 1938 года заплатили 1,1 тыс. долл. при старте 350 долл. Знак «Всероссийский автопробег» 1925 года ушел 5,75 тыс. долл. при старте в 1 тыс. долл.
По монетам наиболее качественную подборку предложил дом CNG, где была продана американская коллекция, состоящая из прекрасной подборки русских рублей XVIII–XIX веков очень высокого качества. Отдельно следует обратить внимание на полуимпериал 1795 года, который купили за 240 тыс. долл.
Аукционы Galerie Numizmatique и Ponterio, по мнению Виктора Газанчидиса, ничего экстраординарного не показали – более или менее стандартный набор русских монет, выставляемых на зарубежных аукционах.
А вот у Stack’s было несколько настоящих раритетов – золотых медалей из коллекции великого князя Георгия Михайловича. Это собрание российских монет и медалей было одним из крупнейших в России. Большая его часть была подарена князем Эрмитажу, но несколько ящиков в период Гражданской войны попали за рубеж. Сейчас основная «зарубежная» коллекция хранится в США в Смитсоновском институте, но некоторое количество, попавшее в частные коллекции, иногда появляется на международных аукционах.
Stack’s на своем январском аукционе продал за 300 тыс. долл. золотую медаль «За победу при Гангуте». Другая золотая медаль, отчеканенная в 1850 году в память окончания строительства первого постоянного моста через Неву – Благовещенского, была куплена за 140 тыс. долл. За петровскую медаль «Подавление стрелецкого бунта» было заплачено 130 тыс. долл. Вообще цены на медали ниже 40 тыс. долл. не опускались.
Из зарубежных монет, проданных Stack’s, особо следует отметить 100 серебряных дукатов 1621 года польского короля Сигизмунда III, за которые покупатель выложил 1 млн. 200 тыс. долл.