Пабло Пикассо. Утро в гареме. 1954.
Фото предоставлено Sotheby’s
Филиал Sotheby’s в столице Франции подсчитал, что его торговый оборот за 2007 год составил 119 млн. евро, что почти вдвое больше результатов 2006 года. Конечно, по сравнению с торговым оборотом лондонских или нью-йоркских торгов эта сумма не так и значительна. Но если принять во внимание слабую конкурентоспособность французских торговых домов, вызванную сложными и дорогостоящими административными формальностями, результаты парижских торгов являются для континентальной Европы очень серьезными.
Итоги и перспективы динамично развивающегося филиала обсуждали и на коктейле Sotheby’s, устроенном 21 января по поводу предаукционной выставки торгов импрессионистов, которые состоятся в Лондоне 5 февраля. Не только любовались прекрасными произведениями с высоким для Франции эстимейтом около миллиона евро, но вспоминали рекорды прошедшего года.
Действительно, конец 2007 года в парижском филиале Sotheby’s ознаменовался рекордными продажами произведений импрессионистов и современных художников на торгах, прошедших 12 и 13 декабря. Выставленные здесь шедевры привлекли внимание коллекционеров со всего мира.
Почитатели Пабло Пикассо с нетерпением ожидали вечерние торги произведениями импрессионистов и модернистов, которые прошли 13 декабря. Настоящим открытием для них стал рисунок карандашами и гуашью «Утро в гареме» (1954), подаренный художником одному из своих знакомых. Великолепное качество рисунка и отличная сохранность объясняют его высокую оценку. При верхнем эстимейте в 0,5 млн. евро рисунок ушел за 1 млн. 555 тыс. евро. Рисунок стал самой дорогой послевоенной работой Пикассо на бумаге.
Другой находкой парижских торгов стала живопись Мэна Рэя. Жемчужина этой коллекции – портрет жены художника в костюме фламенко, который поражает необычными для Рэя экспрессивностью и психологизмом (продан за 491 тыс. евро). Мэн Рэй особенно любил этот портрет и хранил его у себя до самой смерти.
В этот же вечер продавались работы Матисса, Дали, Магритта, Вламинка, Пикабии, Марке, скульптуры Родена и Дали. Но их продажи не шли ни в какое сравнение с ценами, предлагаемыми за произведения современных художников. Общая сумма торгов составила 37 млн. 165 тыс. евро, из них работ современной живописи было продано на 25 млн. 694 тыс. евро.
На вечерних торгах работ современных художников самой дорогой продажей стала картина «Сидящая женщина» (1961) Фрэнсиса Бэкона. Работа была куплена прямо в зале торгов за 13 млн. 696 тыс. евро при оценке в 7,5 –10 млн. евро. На парижских аукционах такие суммы – большая редкость.
Другим важным лотом этих торгов была новая авторская версия знаменитой скульптуры «LOVE» (2000), реализованная классиком поп-арта Робертом Индианой, – скомпонованные в квадрат четыре буквы. Первая версия этой работы родилась в 1966 и была воспринята в США как своеобразное антимилитаристское послание. Всего в мире существует несколько десятков авторских версий «LOVE». Всемирная популярность скульптуры обусловила ее оценку – при эстимейте 700–900 тыс. евро работа была куплена за 839 тыс. евро.
Гийом Черутти, глава парижского филиала Sotheby’s, рассказал корреспонденту «НГ», что в настоящий момент на рынке появились новые категории активных покупателей: помимо россиян это китайцы, индийцы и индонезийцы. Если раньше покупателей из Азии интересовало в основном традиционное национальное искусство, то теперь они стали более восприимчивы к европейскому искусству, а это все более увеличивает динамику мирового рынка, особенно в области современного искусства. Кроме того, он сообщил, что руководители парижского Sotheby’s участвуют в разработке проекта упрощения оформления и проведения торгов. «Нам крайне необходимо, чтобы аукционное законодательство Франции перестало быть архаичным. Именно административные запреты являются основным тормозом для динамизма аукционных продаж во Франции. А ведь полвека назад Франция была неоспоримым лидером на мировом рынке произведений искусства», – отметил господин Черутти.
Париж