Автопортрет. 1930 год.
История русского искусства кажется давно и надежно исследованной. Тем не менее с каждым годом появляются новые, вернее, потерянные во времени художники, которых стало принято обозначать уже установившимся термином «забытые имена». Одно из таких забытых имен возвращает зрителям и собирателям галерея «Элизиум», в которой проходит персональная выставка художницы первой половины XX века Ольги Федоровны Амосовой-Бунак.
Зрителю это имя малознакомо, но многие коллекционеры его слышали, работы Амосовой-Бунак периодически появляются на рынке, хотя толком про художницу до последнего времени никто ничего не знал. Даже даты ее жизни, редко, но все же попадающиеся в специальной литературе, оказались неверны. Дело в том, что, однажды заполняя анкету, она, видимо, из женского кокетства, уменьшила свой возраст (на самом деле художница родилась в 1888 году).
Творчеством Амосовой-Бунак первым заинтересовался петербургский исследователь Владимир Фомин. Галерея «Элизиум» продолжила его дело, по крупицам собирая отрывочные сведения. Разрозненного материала оказалось очень много. Постепенно сформировалась биография, ясно выделились творческие периоды. Работам Амосовой-Бунак не повезло, они оказались рассеяны, многие погибли после революции, в музеи попали единицы. И все же в частных и музейных собраниях их набралось достаточное количество, для того чтобы представить весь творческий путь художницы.
Детство Ольги Амосовой прошло в Петербурге, затем она училась живописи в Риме. Вернувшись, активно участвовала в выставках, а в 1915-м в залах Камероновой галереи Царского Села состоялась ее персональная выставка, единственная в творческой биографии (выставка в «Элизиуме», организованная через 40 лет после смерти художницы, – вторая). Экспозиция объединила около 260 графических и живописных работ, большая часть которых теперь утеряна или погибла. Репродукции этих работ частично опубликованы во многих журналах, с которыми Амосова сотрудничала.
Тувинский пейзаж. 1927 год. Фото из каталога выставки |
Конечно, Амосова не новатор и не открыватель. Ее творчество вторично по отношению к основным течениям русского искусства начала XX века. Ранняя графика 1910-х создана в духе «Мира искусства», многие пейзажи напоминают работы Остроумовой-Лебедевой, чувствуется и влияние творчества Рериха. Эскизы декораций и костюмов 1920-х (Амосова сотрудничала с несколькими московскими театрами) несут на себе отпечаток опытов конструктивизма и примитивизма. Поздние работы 1950–1960-х однообразны и декоративны. Художница создавала их по воспоминаниям и эскизам, сделанным в путешествиях на юг, в Крым в 1930-х. Многие полотна и подписаны этими годами, вводя зрителя в заблуждение, тогда как стилистически они просто не могут соответствовать этому времени. Амосова искала себя в разных направлениях, испытывала на себе изменения времени.
Вместе с тем графика Амосовой вполне качественна, в ксилографиях и рисунках чувствуется хорошо поставленная рука. Театральные работы – яркие и запоминающиеся (недаром в Музее имени Бахрушина их собрано более 30). Часть живописных работ отражает интересную творческую биографию художницы – как, например, представленные на выставке огромные полотна, посвященные жизни народа Тано-Тувинской республики, куда художница не раз ездила с экспедициями. Это художественное исследование повседневной жизни, праздников, шаманских обрядов было связано с сотрудничеством с Институтом этнографии, в котором работал ее муж – антрополог Виктор Бунак.
Любопытно, что с момента открытия выставки о жизни Ольги Амосовой-Бунак стали появляться все новые сведения. Приходят люди, когда-то знавшие художницу, общавшиеся с ней или ее родными, владеющие ее работами, делятся историями из ее жизни и воспоминаниями. Выставка галереи «Элизиум» – только первая ступенька в исследовании ее творчества, но уже сейчас можно сказать, что в истории искусства появился новый художник, достойный внимания и изучения.