В развалах Блошиного рынка можно найти неожиданные подарки.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Антиквариат у нас сейчас, как говорится, в моде. Не иметь дома что-нибудь старинное даже неприлично как-то, а на вопрос: «Что тебе подарить?» – нередко можно слышать пространный ответ: «Подари мне что-нибудь антикварное».
В такой ситуации думается, что в области антиквариата давно пора ввести своеобразное качественно-целевое разделение. Делятся же старые книги на букинистические (те, которые просто старые) и антикварные (то есть имеющие помимо возраста еще коллекционную ценность). Почему бы и антиквариат не разделить, допустим, на коллекционный и подарочный. Коллекционный антиквариат, по идее, представлен на Российском антикварном салоне, им интересуются специально, с чувством и толком. А вот подарочный никаких специальных знаний не требует – были бы деньги да повод, вот, скажем, Новый год. Еще желательно, чтобы все возможные антикварные подарки были собраны в одном месте. Перед зимними праздниками с этим проблем нет – прошедшие на прошлой неделе Рождественская антикварная ярмарка в ЦДХ и Блошиный рынок на Тишинке представили ассортимент, предназначенный как раз для таких случайных праздничных покупок.
«Блоха» в своем репертуаре поражает щедростью потребительских развалов. Каких только безделушек здесь нет – фарфоровые доярки и плетеные лапти, старые часы и лампы времен наших бабушек, флакончики и вазочки невообразимых форм, колокольчики и самовары, веера и старинные шляпки. Проще говоря, как раз те ни к чему не обязывающие мелочи, которые принято дарить на Новый год и Рождество.
Рождественский салон в ЦДХ, гордо названный организаторами «младшей сестрой» Российских антикварных салонов, по атмосфере намного ближе к сумбуру Блошиного рынка, только вещи поинтереснее и подороже: живопись, неплохая графика, шпалеры, серебро. Да и многие участники разместились сразу на двух площадках. Среди них есть и вполне солидные – непонятно, как сюда занесло, например, галерею «Русская усадьба» с ее музейным, отборным антиквариатом, оценить который по достоинству могут чаще всего только специалисты. Галеристы и сами это прекрасно понимают, на некоторые вещи даже не выставили цен, как, например, на дубовый сундук XVII века, который с подарочной точки зрения не очень симпатичен, но с коллекционной – уникален.
Впрочем, антиквары, готовые продавать свои сокровища, жалуются – посетителей маловато было. И если в охлаждении публики в отношении антиквариата коллекционного последнее время часто обвиняют скандалы с подделками и каталоги фальшивок, то отсутствие интереса к подарочно-рождественскому старью – ошибка организаторов. Сэкономили на рекламе, даже на самом ЦДХ не повесили растяжку. Так что если салоном не интересоваться специально, попасть на него практически невозможно, а рассчитан он как раз на такую неспециальную публику. Публика же эта до третьего этажа гигантского Дома художника, где угнездились антиквары, почти не доходила, ограничиваясь выставкой «Искусство XX века», почти целиком занявшей второй этаж, и покупкой расписных платков и рукодельных ангелов, заполонивших первый этаж и антресоль.