Стоимость 30 тарелок из сервиза Великой княжны Александры Николаевны составила более 2 млн. евро.
Фото из каталога Bukowski’s
Несмотря на то что Швеция не была страной русской эмиграции, запасы русского искусства в этой стране значительны. Многие произведения происходят из собраний, вывезенных до и сразу после революции из Москвы и Санкт-Петербурга, многие попали через Финляндию, до 1917 года входившую в состав империи, часть принадлежала шведам, работавшим в России.
Аукционный дом Bukowski’s, торжественная презентация которого прошла недавно в посольстве Швеции в Москве, продает русское искусство в рамках так называемых международных торгов. Так же поступает еще один скандинавский дом Uppsala Auktionskammare, который, правда, до России пока не добрался. Продажи его коллег приходятся на конец ноября – начало декабря, вторя русской неделе в Лондоне. Так что концентрация событий в области русского искусства на конец осени впечатляет – старт задали французские аукционы, затем началась лондонская неделя, к ней присоединились и скандинавы.
На «международных торгах», как правило, представлено всего понемногу, а русскому искусству отведен специальный день и особый раздел. Скандинавские аукционы, предлагающие недорогие, но качественные вещи, интересны как для дилеров, так и для начинающих коллекционеров. К тому же аукционные дома стараются привлечь к работе российских экспертов, чьему мнению доверяют покупатели. Например, с недавнего времени Bukowski’s сотрудничает с Еленой Баснер, одним из ведущих специалистов по русскому искусству начала XX века.
На торгах Bukowski’s было представлено более 200 лотов русского искусства. Большая часть работ происходит из частных коллекций Швеции. Так, например, пейзаж Ивана Шишкина, написанный в 1894 году в местечке Мерекюль недалеко от Петербурга, происходит из собрания Дира Окерcа, представителя компании Эрикссон, до 1918 года проработавшего в России. Полотно, ни разу не выставлявшееся на торги, теперь было продано за 830 тыс. евро при эстимейте в 425–530 тыс. евро.
Помимо живописи аукционный каталог включал разделы икон, бронзовой скульптуры, книг, декоративно-прикладное искусство. В последнем особенно выделяется подборка фарфоровых тарелок, часть из которых была представлена в Москве. Тарелки с росписями на топографическую и военную темы происходят из свадебного сервиза дочери Николая I Александры, ставшей в 1844 году супругой ландграфа Фредерика Гессен-Кассельского. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе сервиз был увезен в Копенгаген в качестве приданого и так и остался в Скандинавии. В России, по подсчетам экспертов, находится всего две-три тарелки из этого сервиза, Bukowski’s выставил на аукцион 30 тарелок. И все без исключения нашли своих покупателей, причем стоимость некоторых их них составила более 100 тыс. евро. Всего за коллекцию уникальных тарелок была заплачено более 2 млн. евро.
Пара тарелок из Гурьевского сервиза, созданных на Императорской мануфактуре в 1815–1817 годах (эстимейт 30 тыс. евро каждая), будет выставлена и на торгах Bukowski’s в Хельсинки, которые состоятся 12–13 декабря. Русских работ там немного, но зато представлено полотно Алексея Боголюбова «Вид Крыма. Ай-Петри с потоком воды», подлинность которой подтвердила Елена Баснер. Картина, изображающая редкий для Боголюбова не морской вид Крыма, была написана в 1870 году в парижской мастерской художника, о чем упоминается в отчетах Академии художеств, и экспонировалась в 1873 году на Всемирной выставке в Вене. Оценочная стоимость работы 300–400 тыс. евро.
Аукционный дом Упсалы, «международные торги» которого состоятся в первых числах декабря, выставляет около 260 лотов произведений русской живописи, графики и декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX веков. Классическая живопись представлена несколькими работами Юлия Клевера. Его полутораметровый лесной пейзаж – один из самых дорогих лотов русского раздела торгов – оценен в 131–163 тыс. Чуть дешевле оценен «Зимний пейзаж с опушкой леса» 1884 года (76–87 тыс. евро) и небольшой морской вид (33–44 тыс. евро). Среди других дорогих русских лотов – «Ночь в Нормандии» Михаила Клодта (131–163 тыс. евро), «Белая ночь на Неве» Льва Лагорио, датированная 1886 годом (106–163 тыс. евро).
На момент подписания номера в печать результаты торгов были неизвестны.