«Мальвы» Петра Кончаловского поставили новый рекорд.
Фото из каталого MacDougall’s
Заканчивая разговор о прошедшей в Лондоне Неделе русского искусства, нельзя не рассказать о торгах аукционного дома MacDougall’s, которыми неделя завершилась. MacDougall’s – самый молодой участник (его первый аукцион состоялся осенью 2004 года). Самый молодой и самый старательный, поэтому следить за его развитием наиболее интересно. Каждые новые торги, которые проходят исключительно в период русских недель, приносят аукционному дому какую-нибудь неожиданность – то коллекция наберется такая обширная, что приходится снимать дополнительное помещение, то борются за авангардную графику, а нынешним летом вдруг расхватали нонконформистов. Русские покупатели MacDougall’s любят. Чувствуют себя там как дома, встречаются теплой компанией, торгуются легко и без напряжения. Милый, добрый междусобойчик. Только в Лондоне.
А аукционный дом меж тем работает, не покладая рук, разыскивает, чем бы таким удивить и порадовать. В этом году разыскали 518 лотов, распределили их на два толстых каталога, а сами торги растянули на два дня.
День первый был посвящен искусству XIX – начала XX века. Он-то и принес аукционному дому главную радость сезона – настоящий, серьезный рекорд, какими раньше отличались только Sotheby’s и Christie’s. Почти метровые «Мальвы» Петра Кончаловского 1921 года, первоначально оцененные в 250–400 тыс. фунтов, были проданы за 850 тыс., а окончательная цена вместе с аукционным процентом составила тот самый заветный миллион фунтов – рекорд и на живопись Кончаловского, и на продажи аукционного дома. Полотно приобрел, конечно, русский покупатель, причем к концу русской недели, видимо, изрядно потративший средства: подруга, сидевшая рядом, настойчиво пыталась отговорить его от торговли, а после удара молотка обиженно произнесла: «Все, я с тобой не разговариваю».
Главная приманка аукциона – масштабная историческая работа одного из героев нынешней русской недели Константина Маковского «Смерть Дмитрия Самозванца» – тоже была куплена вполне удачно. Почти трехметровое полотно, написанное в 1906 году, занимало целую стену небольшого аукционного зала. При эстимейте от 500 тыс. до 1 млн. фунтов оно было продано почти в самом начале торгов за 970 тыс. и даже сорвало жидкие аплодисменты.
Остальные работы покупали неплохо, но без особого азарта. Может быть, оттого, что к концу напряженной недели все заметно устали. А может быть, бессменный аукционист MacDougall’s Чарльз Росс был не в меру суров и настойчив, громко и почти с угрозой в голосе трубя в микрофон: «Повторяю вам в последний раз – 10 тысяч».
Всего аукционный дом планировал заработать 10 млн. фунтов. Собственно столько и заработал – первый день принес 7 млн. фунтов, второй, посвященный послевоенному русскому искусству, – еще 3,8 млн.
Что касается деятельности других аукционных домов, то помимо больших торгов живописью и декоративно-прикладным искусством в рамках русской недели Christie’s провел два аукциона недорого русского искусства в отделении South Kensington, специализированный аукцион икон и предметов православного мира, аукцион живописных миниатюр. Не обошлась русская неделя и без специализированных букинистических торгов Christie’s, на которых были представлены издания XVIII–XX веков. Самым дорогим лотом стал неожиданно возросший в цене фолиант – описание роскошного императорского коронования Александра II и императрицы Марии Александровны 1856 года. Огромный том (90 на 67 см) снабжен хромолитографиями по работам Василия Тима и Михаила Зичи, изображающими церемонию и празднования. Экземпляр прекрасной сохранности был первоначально оценен в 50–80 тыс. фунтов, но его окончательная цена составила 300 тыс. фунтов.
Интерес к императорской фамилии на этом исчерпан не был, потому что вторым по стоимости лотом стало другое «Описание коронования», только теперь Александра III и Марии Федоровны. Это редкое издание несколько меньшего размера, снабженное хромолитографиями, было оценено в 20–30 тыс. фунтов, а куплено за 120 тыс. фунтов. Общий результат Christie’s по итогам недельного забега – более 44 млн. фунтов.
Результаты Sotheby’s, который ограничился всего тремя сессиями торгов – коротким вечерним аукционом и дневными аукционами живописи и декоративно-прикладного искусства, чуть скромнее – 39 млн. фунтов. Правда, книги Sotheby’s тоже продавал, но соединив на одних торгах русские и европейские книги. Любопытно, кстати, что на обоих аукционах присутствовало одно и то же издание – шеститомные «Древности российского государства» Федора Солнцева и Сергея Строганова, изданные в 1849–1853 годах. Роскошно оформленное издание Christie’s было оценено в 120–160 тыс. фунтов, хромолитография титульного листа вынесена на обложку каталога торгов. Но издание осталось некупленным в отличие от экземпляра, выставленного Sotheby’s, аукцион которого прошел на день раньше. Оцененные значительно дешевле (в 50–70 тыс. фунтов) «Древности» купили за 115 тыс. фунтов.
Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя русская неделя прошла исключительно успешно как для аукционных домов, так и для покупателей, увезших в свои коллекции или собрания своих клиентов очередные шедевры русского искусства.
После завершения русской недели представители всех четырех аукционных домов поделились с корреспондентом «НГ» своими впечатлениями.
Йохан Пуллканен,
директор европейского
отделения Christie’s
Успех, который был у нас на русской неделе, еще раз явился подтверждением того, что наши самые важные покупатели по-прежнему сильны и выбирают самое лучшее, что мы можем предложить на художественном рынке. Я очень доволен, было установлено много рекордов, к тому же мы побили достижения нашего конкурента Sotheby’s, у которого тоже очень высокие результаты. Я думаю, что успеху торгов во многом способствовала выставка в Москве, которая позволила нам сблизиться с нашими клиентами, установить доверительные отношения. Это сказалось и на ценах, конечно. Кроме того, после торгов нам сразу стали предлагать великолепные образцы русского искусства для будущих аукционов. На самом аукционе было около 750 человек, 70% из них русские. Кроме того, мы получили около 250–300 телефонных заявок. В торгах по телефону участвовали и русские музеи. А один из наших ведущих коллекционеров прилетел из Москвы на несколько часов, только чтобы посмотреть работу, а потом купил ее по телефону с превышением эстимейта в три раза. Я сам вел торги русского искусства впервые, это совершенно особенные ощущения, очень азартная атмосфера, энтузиазм. За один аукцион мы превысили отметку в 40 млн. фунтов, а я впервые работал с молотком более 4,5 часа. Было непросто сохранить столь высокий градус напряженности. Но русские покупатели ни на кого не похожи, если они сделали выбор, то идут до конца. Они точно знают, что покупают. Это касается и Ротшильдовского яйца, про которое теперь много говорят. Пока сумма не достигла 6,5 млн. фунтов, вы видели, торговалось несколько человек, но потом осталось только двое – в зале и по телефону, они-то и определили результат. Можно рассуждать, могли ли его купить еще дороже, но когда речь идет о сумме больше чем 10 млн. долл., сложно предполагать. Я ожидал сумму между 8 и 9 млн. фунтов. И полученный результат – феноменальная цена и мировой рекорд.
Марк Полтимор,
директор европейского
отделения Sotheby’s
Я хочу отметить огромный успех этих торгов, с каждым разом увеличивается интерес к произведениям русского искусства. Это, видимо, объясняется тем, что данным произведениям присуща своеобразная манера, характерные особенности русской культуры и искусства, в некотором роде это экзотика. Каждый раз, когда на Sotheby’s проходят русские торги, меня удивляет та страсть, которая свойственна русским коллекционерам. Увлеченное коллекционирование берет свое начало еще со времен Екатерины Второй. И на вечерних торгах, которые мы устраивали впервые, это проявилось очень ярко. На торгах мы постарались выставить все самое лучшее и дорогое. Я вел их сам и полагаю, что на таких серьезных аукционах нужно давать покупателям время на раздумье, ведь речь идет о больших суммах, как, например, на работы Поповой или Гончаровой. Меня спрашивали о том, что, возможно, эти работы продались бы лучше на международных торгах. Здесь сложно гадать. Русские художники несколько выпадают из мирового контекста и особенно это проявляется в условиях аукциона. Вероятно, потому, что здесь, на Западе, нам недостает информации о русском искусстве. Конечно, всем известны Кандинский, Шагал, но главным образом потому, что они работали в европейских странах. В любом случае нам удалось добиться хороших цен и удачно провести все торги русской недели.
Анна Хамильтон, организатор русских торгов дома Bonham’s
Для Bonham’s это очень успешный аукцион, несмотря на то что мы никак не презентовали себя в Москве в отличие от наших коллег и конкурентов. Несколько картин продано очень удачно. Мы ожидали высокие результаты для полотна Харламова, но рисковали, например, когда ставили такой высокий эстимейт на работу Похитонова, а ее купили, причем с превышением предварительной оценки. Это удивительно и очень приятно. К тому же оправдало себя наше новое направление, которое мы будем развивать и дальше – современное русское искусство. А на будущий год Bonham’s планирует сделать выставку в Москве, мы понимаем, что это важно как для нас, так и для наших клиентов.
Екатерина Макдугал, директор аукционного дома MacDougall’s
Общий итог наших торгов составил более 22 млн. долл., по современному искусству был поставлен еще один рекорд в этом секторе рынка. MacDougall’s прочно удерживает место одного из трех самых крупных игроков в мире по русскому искусству, а по современному русскому является абсолютным лидером, продав в минувшем году работ современных художников на сумму 13 млн. долл. За работы исключительного качества, с провенансом, с выставочной историей покупатели бьются до последнего – так на наших торгах произошло с работами Кончаловского, Маковского, Иванова. Всегда особенно приятно, когда эксперименты оборачиваются удачей. Например, впервые мы включили две работы Тамары Лемпитской, и обе они были проданы гораздо выше эстимейта. Мы были и остаемся пионерами и радетелями художников русской эмиграции, тем более приятно, что цены и интерес к этим недооцененным мастерам вырос невероятно. Устраивая регулярные торги по послевоенному и современному искусству, мы рисковали – из Москвы нам многие советовали «особенно не активничать» в этом секторе, так как рынок-де уже перенасыщен работами и цены высоки. Прошедший аукцион доказал то, во что мы верили с самого начала и продолжаем верить и сейчас, – мы находимся у самых истоков современного русского рынка и нас ждет еще много приятных неожиданностей.
Лондон