Юрий Анненков. Портрет Александра Тихонова. 1922 год.
Фото из каталога Christie’s
Осенняя русская неделя в Лондоне – это традиция, ритуал, неотъемлемая часть российской антикварной жизни. Даже те, кто не собирается ничего покупать, приезжают сюда посмотреть, пообщаться. И посмотреть есть на что – залы крупнейших аукционных домов полностью отданы под русское искусство, а разнообразные торги проходят сразу на нескольких площадках. Впрочем, это по-прежнему локальное, практически домашнее мероприятие, на котором присутствуют одни и те же знакомые лица. Своего рода выездная сессия, обусловленная исключительно тем, что проводит торги в Лондоне, а не в Москве, намного выгоднее для аукционных домов из-за сложного российского законодательства.
Зато правила временного ввоза произведений искусства в Россию сделали возможным привозить топ-лоты в Москву, чтобы заранее приманить русских клиентов – Sotheby’s и Christie’s так и поступили (об этом «НГ» писала в прошлых номерах). Более скромный дом MacDougall’s напомнил о себе небольшой московской пресс-конференцией. И только четвертый участник – аукционный дом Bonham’s – никак не презентовал себя, хотя наверняка к следующим торгам и он не обойдется без специальных мероприятий.
Легкий старт
Впрочем, Bonham’s пользуется вниманием и без рекламы. Именно его торги открыли в понедельник русскую неделю – зал был полон, так что опоздавшие с трудом находили места и терлись в углах, задевая локтями развешенные по стенам картины. Торги шли вполне успешно, мелькали страницы каталогов с цветными закладками ожидаемых лотов. Русские аукционы Bonham’s собирают обычно много дилеров – по сравнению с британскими гигантами Bonham’s скромничает (а может быть, просто реально осознает свои позиции) и ставит меньшие эстимейты. Правда, в этот раз были и неожиданности. Так, крошечный «Горный пейзаж с Женевским озером» Ивана Похитонова, художника знаменитого своими миниатюрными работами, изначально был оценен необъяснимо дорого – в 150–200 тыс. фунтов, при том что рекорд на его живопись составляет 125 тыс. фунтов. Тем не менее пейзаж, став одним из самых дорогих лотов торгов, быстро был продан за рекордные 240 тыс. фунтов.
«Девочка с шалью» Алексея Харламова, неизменно любимого автора аукционного дома, была куплена за 276 тыс. фунтов, а стоимость работы Василия Ситникова «Монастырь» (некогда консервативный Bonham’s всерьез взялся и за современное русское искусство) возросла в 5 раз и составила 192 тыс. фунтов. Так с удачного старта Bonham’s началась лондонская русская неделя.
Вечерний звон
Не успев передохнуть после торгов Bonham’s, весь коллектив переместился почти в соседнее здание на той же улице, где располагается аукционный дом Sotheby’s. Если русское искусство до сих пор вызывает у российских покупателей трепет и доставляет настоящее удовольствие, так почему бы не прибавить к этому торжественность и эффект вечернего события. Sotheby’s это прекрасно понимает, поэтому и устроил в тот же понедельник первые в истории русского искусства вечерние торги.
Впрочем, публика отнеслась к мероприятию неоднозначно: были здесь и шубы-бриллианты, были и джинсы, не менее рьяно выкидывающие синие аукционные таблички. Были и те, кто мероприятие вовсе решил пропустить, ограничившись телефонным звонком. И звонков этих было немало – стойка с телефонами, вытянувшаяся вдоль стены, то и дело оглашалась криками растущих цифр. Для тех же, кто пришел, первым раундом стала борьба за места. Кто не позаботился и не резервировал пару скромных стульчиков на вечер заранее, остался стоять. Пространства явно не хватало на количество приглашенных, гости толпились в проходах, не зная, куда притулиться, чтобы сподручней было тратить свои (или чужие) миллионы.
Аукцион себя оправдал: ожидал Sotheby’s 25 млн. фунтов, 25 млн. и получил. Два часа пролетели как на хорошем спектакле. Глава европейского отделения Sotheby’s лорд Марк Полтимор сам руководил процессом, шутил и подзадоривал, а звеневшие стаканы (с водой – до шампанского пока дело не дошло) и впрямь напоминали о вечерних удовольствиях.
Торги начались напряженно, с задором. В разгоряченном зале чувствовался азарт и желание событий. Первые три лота – драгоценные серебряные иконы-складни конца XIX – начала XX века действительно быстро ушли с превышением эстимейта. Правда, на этом продажа лотов декоративно-прикладного искусства закончилась – большинство последующих не нашли покупателей.
Последовавшее за иконами полотно Константина Маковского «Из быта русских бояр XVII века» вызвало вполне ожидаемый интерес (большая красочная костюмированная сцена как нельзя лучше отвечает вкусам нашего нового боярства), подкрепленный общим возбуждением. С 500–700 тыс. фунтов цена после продолжительной торговли двух телефонных оппонентов остановилась на отметке в 2 млн. 36 тыс. фунтов и определила новый рекорд на живопись художника.
Последующие лоты уходили дружно и с непременным превышением эстимейта, хотя сумасшествия и ажиотажа, которыми порой отмечаются русские торги, не наблюдалось. Даже очевидно не лучшее полотно Бориса Анисфельда «Даная в зеленом» заработало свои 170 тыс. фунтов, а крошечный итальянский пейзаж Василия Кандинского, про который шутили, что в нем кроме имени от Кандинского ничего-то и нет, был продан за 378 тыс. фунтов. Что уж говорить о таких любимчиках продаж, как Айвазовский, Яковлев или Сомов.
Чудес ждали от примитивистских «Колокольчиков» Натальи Гончаровой, вспоминая рекорд почти в 5 млн. фунтов, установленный прошедшей весной. Только полотно Гончаровой тогда было выставлено на торгах импрессионистов, а они все-таки посолиднее русского искусства будут, в какое время суток их ни устраивай. Продажа работы стала главной эмоциональной кульминацией вечера – после напряжение заметно спало, а толпа потихоньку стала расходиться. «Колокольчики» хотя и прозвонили (причем телефонным звонком), но без особого шума: оцененные сразу в 3–5 тыс. фунтов, они были проданы за 3 млн. 45 тыс. фунтов. И самая дорогая художница в мире осталась при своем рекорде.
Не оправдало ожиданий и замечательное полотно Любови Поповой «Натюрморт с подносом»: при оценке в 1,5–2 млн. фунтов оно было продано за 1,7 млн. фунтов. Возможно, для работы такого уровня, как и для Гончаровой, больше подошли бы те международные торги импрессионистов – на российском рынке либо не готовы платить такие деньги (что вряд ли), либо больше способны оценить расписного Маковского, чем авангардную Попову. Впрочем, для Поповой это все равно рекордная цена, ведь работы такого уровня появляются на рынке крайне редко. Такая же ситуация произошла и с Лентуловым. Стоимость его раннего «Городка на юге России» с трудом доползла до верхней отметки эстимейта в 1–1,5 млн. фунтов, но это также ценовой рекорд.
А вот что стало настоящей неожиданностью, так это стремительный рост цены на полотно Николая Рериха «Сам вышел». Очень лиричная, почти монохромная работа 1922 года была оценена в 100–140 тыс. фунтов и демонстрировалась на предаукционной выставке в Москве, но, как казалось, особого интереса тогда не вызвала. Полотно продавалось почти в самом конце торгов, когда многие уже покинули зал и, как сказал кто-то из оставшихся, наконец стало легче дышать. 1 млн. 756 тыс. заплатил неизвестный покупатель за работу Рериха, обеспечив, таким образом, еще один рекорд русской недели.
Константин Маковский. Из быта русских бояр XVII века. 1868 год. Фото из каталога Sotheby's |
Кульминация вечера Sotheby's – продажа полотна Натальи Гончаровой. Фото предоставлено пресс-службой Sotheby's |
В самый разгар аукциона неожиданно были сняты с торгов два рисунка Павла Филонова, оцененные в 50–70 тыс. фунтов. Как прокомментировал корреспонденту «НГ» глава русского Sotheby’s Михаил Каменский, у одного из русских экспертов перед самым аукционом возникли сомнения, принадлежит ли рисунок самому Филонову или кому-то из его учеников. Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, лоты были сняты с торгов, хотя, как утверждает Каменский, у Sotheby’s никаких сомнений в подлинности рисунков нет.
Вторую часть торгов Sotheby’s провел на следующее утро. К началу смогли проснуться не все, но все же постепенно подтягивались, только теперь не как на праздник, а скорее как на работу. Торги шли сухо, сдержанно, динамично. Ничего лишнего, минимум раздумий. Вчера единицы покупали единичные шедевры. Сегодня основная масса пополняет коллекции своих галерей и клиентов. Значительного роста цен здесь особенно не наблюдалось. Разве что «Зима» Михаила Нестерова подорожала с 80–120 тыс. до 434 тыс. фунтов, а «Обнаженная» Александра Яковлева – с 60–80 до 423 тыс. фунтов. Да еще красивые торги за работу Сергея Виноградова «Печерский монастырь», в результате которых цена поднялась с 60–80 тыс. до 513 тыс. фунтов, вызвали непродолжительные овации.
Заколдованные цифры
Главное событие Christie’s, как, впрочем, и всей недели, свершилось на утренних торгах в среду – нашумевшее ротшильдовское яйцо было продано более чем за 9 млн. фунтов и поставило новый рекорд (об этом «НГ» писала вчера).
Аукцион живописи последовал второй серией в этот же день. Торги изящно и эмоционально вел глава европейского департамента Йохан Пулкканен. Первых впечатлений ждали от коллекции из более чем 50 работ Константина Сомова. Первые лоты коллекции продавались с трудом, но как только дело дошло до эротических рисунков Сомова, появилось заметное возбуждение. И цены на последующие лоты росли как на дрожжах: «Усталый путник» обошелся новому владельцу в 972 тыс. фунтов (эстимейт 300–500 тыс. фунтов), «Боксер» – в 580 (эстимейт 80–120), «Летний вечер» – в 525 (эстимейт 30–50 тыс. фунтов). Продалась даже кисточка Сомова (за 13 тыс. фунтов вместе с другими вещами). «За такие деньги, наверное, она сама рисует», – предположил один из участников торгов. Но аплодировать зал заставила продажа картины на типичный для Сомова маскарадно-театральный сюжет «Романтическое преследование». Сопровождаемое восхищениями (и одновременно осуждениями) зала полотно было продано за 1 млн. 400 тыс. фунтов (1 млн. 588 тыс. с аукционным процентом) – сумму, которая стала знаковой для всего аукциона.
Знаковой потому, что точно за такие же деньги ушел с молотка московский вид Алексея Боголюбова. Чуть позже ровно столько было заплачено за другой вид Москвы – только теперь уже Исаака Левитана (что стало для обоих художников новым рекордом), а еще через некоторое время, как заколдованная, на этой же отметке остановилась стоимость «Натюрморта с сиренью» Натальи Гончаровой. Несмотря на усталость, даже те, кто покупать не собирался, не расходились. Ждали одну из самых значительных работ всей русской недели – редкий и удивительный по красоте «Портрет Александра Тихонова» кисти Юрия Анненкова. Торговался зал и телефоны, и, когда сумма перескочила роковые 1,4 млн. фунтов, все облегченно вздохнули. Под крики «браво» полотно, покончив с мистикой цифр, было куплено за 2 млн. 260 тыс. фунтов, став очередным рекордом русской недели.
Еще в течение двух дней между King Street и New Bond Street можно было встретить людей, по-русски обсуждающих настойчиво растущие цены и упущенные произведения. Об остальных торгах русской недели – в следующем номере «НГ-антракта».
Лондон