Устав от хай-тека и минимализма ушедшего столетия, век XXI все больше возвращается к доброму мещанству, заполненному пыльными безделушками и ненужным антресольным хламом. Возвращается осознанно и целенаправленно, вызывая к жизни такое явление моды, как винтаж, и превращая блошиные рынки, некогда бывшие лишь вынужденной мерой выживания, в модное развлечение.
Когда проект «Блошиный рынок» стартовал несколько лет назад, он действительно вызвал всеобщее воодушевление. В самом деле – какая замечательная игра в прошлое. Вроде как старая Тишинка, только чистенькая, аккуратненькая, с любезными продавцами и, конечно, лишенная тех самых блох, кои определили само название. Только вот надолго ли хватило интереса к такой игре? Шестой «Блошиный рынок» вызывает не радость от встречи с приятными безделушками, а скуку и тоску по ушедшей в прошлое толкучке.
В чем прелесть настоящего блошиного рынка? Конечно, в интриге. В поиске и неожиданной находке. Вот они, детские мечты о пиратских кладах и несметных сокровищах, вот он, азарт первооткрывателя. Тогда за каждой вещью лежали история, чужая драма и чужие секреты. «Охота на блох» требовала острого глаза и неординарного мышления, умения сговориться с уникальным по своей природе существом – «блошиным» продавцом. Только так вы могли стать обладателем дешевого, но редкого хлама.
В стерильности нынешнего торгового центра на Тишинской площади этого днем с огнем не найти. И так понятно, что увидишь нескончаемый советский фарфор на этажерках из IKEA, портреты «отца народов», прялки и колокольчики, валенки, кружево и вечные самовары как атрибут русского образа жизни. То есть все то, что якобы призвано разбудить ностальгию по прекрасному прошлому. Отборное старье щедро сдобрено дизайнерской одеждой, авторскими куклами и деревянными буддами. Колоритных бабулек заменили длинноногие барышни, а истории были смыты с вещей вместе с грязью и патиной.
Кроме того, сейчас принято каждый проект называть художественным. В самом деле, когда эпоха пропагандирует творчество как образ жизни, практически любое действие желает получить это определение. Мы не просто продаем старый хлам, мы его продаем художественно. Почувствуйте разницу, если удастся. Впрочем, оговорюсь. Единственное, что как-то смягчает впечатление, – это спецпроект, посвященный модному нынче винтажу. Пара десятков бархатно-пернатых шляпок чьих-то бабушек-модниц собрана в углу прямо при входе в зал. Рассматривать их интересно и познавательно, хотя экспонируются эти чудеса дизайнерской мысли не сказать, чтоб очень художественно.
Идейно «Блоха» с самого начала пыталась впитать в себя все лучшее одновременно от серьезных антикварных проектов и живых разношерстых блошиных рынков. В итоге получилось ни то ни се. До хорошего антиквариата не дотягивает, а колорит толкучек безвозвратно утерян. Игра превратилась в обыденность, гордо называемую традицией.