Ольга Розанова за 32 года жизни (1886–1918) смогла стать одной из самых ярких художников русского авангарда. «Нет ничего в Мире ужаснее неизменного Лика Художника, по которому друзья и старые покупатели узнают его на выставках, – этой проклятой маски, закрывающей ему взгляд вперед. Нет ничего страшнее этой неизменности», – писала художница. Быстро эволюционируя от постимпрессионизма, неопримитивизма и кубизма к футуризму, Розанова с 1911 по 1918 год участвовала во всех значительных выставках нового искусства; вместе с Крученых выпускала футуристические книги; реформировала народные промыслы. В статье «Основы Нового Творчества и причины его непонимания» Розанова на два года предвосхитила многое из того, о чем писал в брошюре «От кубизма к футуризму и супрематизму» Казимир Малевич в 1915 году. Современники, побывавшие на выставке «0,10», где впервые экспонировался «Черный квадрат», считали, что Розанова тогда была единственной, кто кроме самого Малевича понимал супрематизм и развивал его в собственном ключе. Розанова инициировала появление декоративной секции объединения «Супремус»: ее эскизы изысканных сумочек, орнаментальных полос для текстильной промышленности опережали время, отсылая к 20–30-м годам.
В 1917 году Розанова открыла новый этап абстрактного искусства, «цветопись»: цвет отделился не только от предмета, но и от плоскости, апеллируя к нашей способности представлять цвет как таковой.
Неожиданная смерть Розановой в 1918 году стала невосполнимой потерей для русского искусства: «┘одним миром меньше во Вселенной!» – писал Юрий Анненков.
Необычность выставки Ольги Pозановой в ГТГ в том, что ее ядро составляет неизвестный даже искусствоведам художественный архив, сохраненный братом художницы Aнатолием Розановым. Лишь недавно архив был возвращен из-за границы в Россию, в частное собрание. Он содержит много разных произведений художницы: от бeглых набросков и акварелей до законченных работ последних лет.
Архивная коллекция аранжирована картинами из музеев и частных собраний. И хотя экспозиция не отменяет необходимости во всеобъемлющей выставке Ольги Розановой, она включает в себя произведения, достойные внимания и специалистов, и широкого круга ценителей русского авангарда.
Выставка сопровождена каталогом со статьями Веры Терехиной и Татьяны Горячевой.