Проблемы российского антикварного рынка существуют с тех пор, как появился сам антикварный рынок. И чем дальше, тем более активно они обсуждаются не только в прессе, в кулуарах, но и на официальных встречах. Вот и прошедший в минувшую среду круглый стол, организованный информационным агентством РИА Новости, был посвящен антикварному рынку как субъекту экономического, правового и культурного пространства.
Вопросы, поднимаемые участниками круглого стола, хорошо известны всем, кто включен в область антикварной жизни. Анатолий Вилков, как всегда, ратовал за введение строгих правил антикварной торговли, учитывающих специфику этой отрасли экономики, и, конечно, регулирование налогообложения и как следствие выход антикварного бизнеса из области теневой экономики. Когда будут введены эти правила, непонятно, а пока антикварное пространство существует по своим собственным неписаным законам. Искусствовед Наталья Сиповская предложила более широко посмотреть на российский антикварный рынок, воспринимать его как главный «кровоток» искусства, собственно и обеспечивающий само его существование. А значит, необходимо расширение рынка за счет формирования интереса к другим областям искусства, помимо национального. Отмечалась необходимость и ценового регулирования, которое позволило бы включить в антикварное пространство средний класс населения.
Очень часто российский антикварный рынок представляется неким чудовищем, погрязшим в криминале и с легкостью ворочающим миллионами. Одной из задач сегодняшней встречи было осмысление существующих мифов и стереотипов. Необходимость создания более позитивного образа российского антикварного пространства в глазах общественности отмечали почти все участники. Например, эксперт Максим Боксер, несмотря на все существующие проблемы, смотрит на ситуацию вполне позитивно. Он обратил внимание на то, что антикварный рынок в России прошел большой путь за какие-то 17 лет. Сравнивать его с европейским рынком, существующим уже около пяти столетий и успевшим выработать свои внутренние механизмы, просто нелепо. Безусловно, сама российская ситуация отличается и национальными, историческими и художественными особенностями, и необходимы время и позитивный настрой для роста и формирования рынка.
Конечно, участники не обошли стороной и вопрос экспертизы и большого количества фальшивых работ. Это одна из самых болезненных проблем, особенно после того, как музеям было запрещено выдавать экспертные заключения. Сами музейные работники жаловались на отсутствие необходимого оборудования и молодых кадров.
Масса поднимаемых вопросов, но, к сожалению, совсем не слышно ответов на них. Что делать с экспертизой и частными экспертами, с фальшивками и налогами. И еще, когда категорически не хватает качественных произведений, а вкус российского покупателя антиквариата пока еще требует формирования. Подобные встречи оставляют всегда немного тягостное ощущение. Всем понятно, что надо что-то делать. Если бы кто-нибудь знал, что.