Эмиль Отон Фриез. Натюрморт с керамикой.
Фото предоставлено галереей «Новый Эрмитаж»
Интерес к европейскому искусству начала XX века в России восходит к знаменитым коллекциям Ивана Морозова и Сергея Щукина. Советский период внес свои коррективы – коллекции были превращены в общественный музей, а собирать западных художников стало не просто сложно, но и опасно. С возрождением рынка антиквариата в нашей стране на первом месте для российского коллекционера оказалось опять же русское искусство. Художественный и финансовый интерес к нему растет с каждым годом, что убедительно доказывают Русские торги Сотбис и Кристис, регулярно оборачивающиеся очередным рекордом. А вот увлечение западным искусством XX века можно считать скорее вторичным – не то что мы им не интересуемся и не знаем, но происходит это как-то впопыхах и заодно. Впрочем, в последние годы значительно возрос интерес к «нашим иностранцам» – русским художникам-эмигрантам, уехавшим в начале века в Париж, Берлин. Может быть, скоро дело дойдет и до представителей собственно европейского искусства.
В этом смысле выставку, организованную галереей «Новый Эрмитаж» и Ravenscourt Galleries, смело можно назвать просветительской. «У нас в гостях иностранцы» – такое простое и даже немного домашнее название не претендует на мудреную концепцию. Задача иная – показать работы хороших художников, известных российской публике и не очень, рассказать, что западное искусство не просто достойно нашего внимания, а представляет большой диапазон авторов и может служить предметом коллекционирования. Показательно, что представленные на выставке работы принадлежат исключительно частным собраниям.
Европейское искусство первой трети XX века – время больших перемен и сложных взаимодействий. Общее стилистическое устремление, представленное пестрой мозаикой школ, направлений, течений, существует одновременно с яркими художественными индивидуальностями. Собрать в рамках одной камерной выставки это разнообразие невозможно, так что в экспозиции собрано всего понемногу.
Кудрявые литографии Альфонса Мухи отсылают нас в самое начало века – в эпоху модерна. Немецкий экспрессионизм представлен полотном Лионеля Файнингера с его любимым мотивом городской архитектуры, сплетенной из светоносных геометрических лучей и плоскостей, так что цвет и свет почти не различимы. Небольшая акварель Эмиля Нольде, одного из лидеров немецкого экспрессионизма, хотя и относится к позднему периоду творчества художника, но сохраняет черты его темпераментности.
Многогранна на выставке и парижская школа. Печальная, типично большеглазая девушка Моиса Кислинга с тоской смотрит сквозь зрителя в бесконечную даль. Плотная живопись, округлые мягкие формы, напряженный колорит характерны для творчества художника 1920-х годов. Небольшой пейзаж Мориса Вламинка далек от ранних постимпрессионистских опытов художника. Холодный и темный по колориту, полный внутреннего напряжения, он отражает поиски мастера периода 1920–1930-х. Пейзажи Андре Дерена 1920-х годов тяготеют к классическому рисунку и традиционным правилам живописи. Небольшая, лиричная и нежная по колориту и настроению акварель Мориса Утрилло посвящена его излюбленной теме – городу. Работа Жоржа Руо, мрачная и приглушенная по цветовому решению, похожа на витраж, прочерченный темным контуром.
На фоне работ знаменитостей представлена живопись художников, которых в России увидеть практически невозможно. Жорж де Эспанья, Ян де Клерк, Мартель Швихтенберг – творчество этих живописцев российской публике еще предстоит открыть и изучить. Дополняет выставку скульптура Аристида Майоля, Ханы Орловой, Пабло Пикассо, Огюста Родена и знаменитая поливная керамика Фернана Леже.
Выставка в «Новом Эрмитаже» – это яркое напоминание о существовании большого и интересного пласта европейской культуры, увлекательной, но пока не до конца раскрытой художественной темы.