На прошлой неделе в Центральном доме художника состоялась первая международная специализированная выставка открытки. Событие абсолютно беспрецедентное – открытки современные обычно представляются на ярмарках сувенирной продукции, открытки старинные концентрируются у немногих специалистов, и на антикварных салонах если и бывают представлены, то на общем фоне не заметны. А посмотреть, как выяснилось, есть на что. По словам одного из организаторов выставки Арсена Мелитоняна (одного из крупнейших наших филокартистов, недавно представлявшего дореволюционные открытые письма из своей и еще нескольких коллекций в Кремле), открытка – это очень важный культурный и исторический феномен. Она свидетель глобальной истории и частной жизни отдельных людей, в ней отражены падения и взлеты, радости и горести, события серьезные и казусы. В открытке отразились вкусы разных поколений – когда-то аляповатые и нелепые, когда-то высокохудожественные. Донести эту идею до широких масс и призвана выставка.
Антикваров, торгующих филокартией, у нас оказалось не так уж много – по крайней мере на выставке были представлены несколько московских (среди которых самая известная – «Бумажная коллекция Чапкиных») и пара питерских. Остальные стенды были заняты коллекционерами и музеями. Проект «Музей открытки» совсем недавно стартовал во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с целью популяризации открытого письма как источника по истории и культуре России и мира. Детский музей открытки, оказывается, есть в Гатчине. Довольно большая коллекция хранится в музее истории кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Связь с кондитерской продукцией оказалась самой прямой – для кондитеров открытка была одним из способов рекламы, соответствующий текст помещался на обороте, а лицевая сторона могла быть абсолютно любой. Кто-то выбирал иллюстрации к русским сказкам и пословицам, товарищество Эйнем заказывало серию изображений «Москва будущего», а товарищество Абрикосова, наоборот, виды древней Москвы.
Одним из гостей выставки стал известный французский собиратель Ренэ Герра. В приветственном слове в каталоге он назван «французским филокартистом с русской душой», сам же месье Герра называет себя «картофил и русофил». Он заведует кафедрой славистики университета Ниццы, но у нас больше известен как коллекционер русского искусства начала ХХ века. Он рассказал, что собирает открытки уже 40 лет и за это время их у него собралось более 40 тысяч. Он воспринимает открытку как связь времен, уникальный правдивый материал, рассказывающий о прошлом. «Открытки не врут», – особо подчеркивает месье Герра. На них сохранились многие уничтоженные памятники архитектуры, благодаря им мы знаем сейчас, как выглядели Воронеж, Липецк, Елец да и Москва и Петербург сто лет назад, и этот исторический материал незаменим. Кроме того, открытка «путешествует» – это ее основная функция, и таким образом она оказывается как бы послом России за границей и разносит ее образ по всему миру. Русскому присутствию во Франции в начале ХХ века была посвящена лекция Ренэ Герра «Русское зарубежье в почтовых открытках», состоявшаяся во время выставки.
Выставке сопутствовала обширная программа – презентации выставочных и издательских проектов, круглые столы и обсуждения различных проблем антикварной и современной филокартии. Решив подойти к проблеме со всей серьезностью, организаторы провели научно-практический семинар по проблемам формирования, хранения и использования открыток в музейных, библиотечных и частных собраниях с участием специалистов из РГБ, библиотеки по искусству, Третьяковской галереи, Литературного музея и Музея истории Санкт-Петербурга.
Что же касается, пожалуй, самого интересного вопроса – сколько стоит старинная открытка на современном антикварном рынке, на него ответил интерактивный аукцион Гелоса. В традиционный аукцион месяца был специально включен отдельный стринг филокартии. Торги транслировались в ЦДХ, позволяя посетителям выставки торговаться и приобретать выставленные лоты, не покидая выставочных залов. Из 54 лотов были куплены немногим больше половины. Участников, торговавшихся из ЦДХ, было немного, однако именно одному из них Гелос обязан самой крупной продажей аукциона. Комплект из 40 открыток из серии «Костромская выставка в память 300-летия Дома Романовых» с изображением памятников русского провинциального зодчества после долгой борьбы между участником, находящимся в зале Гелоса, и двумя из ЦДХ был продан за 28 тыс. руб. при старте всего 3 тыс. Таким образом, цена на комплект поднялась в 7 (!) раз. Довольно популярными оказались также открытки из серии «Москва» старого типа, на которых изображение занимает не всю лицевую поверхность, а лишь ее часть, оставляя тут же место для текста. Все открытые письма, как сказано в каталоге, «прошли почту» – специальный термин филокартистов – и были проданы в диапазоне от 6,5 до 10 тыс. руб. за каждое при старте 2 тыс.
Подводя итоги, можно сказать, что выставка, безусловно, удалась, и хотя шла она всего 3 дня, но внимания привлекла к себе много и, вероятно, станет теперь ежегодной. Кстати, если оглянуться на международный опыт, ежегодная выставка Ассоциации дилеров открытки (РТА) под названием «The Picture Postcard Show» проходит в Лондоне, собирая дилеров из Великобритании, Канады, Франции, Бельгии, Дании, Германии, России и Украины. Ну теперь и у нас начало положено.