На прошлой неделе в шведской Уппсале прошли самые крупные торги сезона, принесшие аукционному дому 16 млн. долл., что составляет половину общей суммы продаж этого года. С размахом проведенный аукцион, кроме того, уже второй год подряд становится крупнейшим в Швеции, опережая даже столичных конкурентов. Коллекция, выставленная организаторами на торги, состояла ни много, ни мало из почти полутора тысяч лотов, представляющих разные направления антик-торговли, – работы старых мастеров, художников XIX–XX вв., скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства, а также довольно большой – 368 лотов – блок работ русских живописцев, графиков, а также фарфористов и серебряных дел мастеров.
Русская часть коллекции была довольно разнообразна, хотя и не включала в себя шедевров вроде тех, что выставлялись в прошлом месяце у Кристис, Сотбис & Co. Так, были в ней и парадные императорские портреты, и традиционные пейзажи XIX века (куда ж без них), не хватало, пожалуй, лишь продолжающих набирать вес (и цену) шестидесятников.
Обращает на себя внимание то, что все работы русской части каталога снабжены описанием на русском языке, кроме того, описания эти часто включают в себя выдержки из русских же экспертиз за подписью, например, В.Петрова или Т.Носович. Не менее интересен и провенанс некоторых выставлявшихся на торги работ. Ну, к примеру, относительно происхождения топ-лота торгов – характерного пейзажа Ивана Шишкина «Сосны на песчаном грунте» значится: «Картину приобрел знаменитый российский ювелир Вильгельм Болин лично у художника. С тех самых пор до наших дней она семьи не покидала». Другая работа Шишкина была «приобретена в Торгсине». О работе Петра Верещагина сказано, что куплена она в Стокгольме у известного антиквара, при этом указаны его фамилия, адрес магазина и приложен чек. А о «Цветах» Леонида Пастернака известно, что сам художник подарил ее на свадьбу Гертруде Спарре-Ульрих, буквально сняв ее со стены своего берлинского дома.
Что же касается результатов торгов, то они таковы. Лидирует, как уже говорилось, Иван Шишкин, проданный за 1,07 млн. долл. «Вид на Кремль» Петра Верещагина ушел за 640 тыс. долл. Иван Соколов с картиной на сюжет, может быть, и философски обоснованный, но весьма зловещий на вид – «Дети, играющие на кладбище в Константинополе», – продан за 581 тыс. долл. Алексей Харламов, ставший лидером и новым «миллионером» недавнего русского аукциона Бонэмс, в Уппсале стоил 450 тыс. долл. Айвазовский, явно уступивший в последнее время пальму первенства, ушел за 227 тыс. долл., что тоже, в общем, неплохо, учитывая небольшой размер, реставрацию и «записанные» фрагменты, о чем честно сообщалось в каталоге. Крымский пейзаж позднего Исаака Левитана – 176 тыс. долл. Чуть ниже – в 161 тыс. долл. – оценен свадебный подарок Леонида Пастернака. «Цветущие яблони» Ильи Репина – 145 тыс. долл., его же рисунки, карандашные и угольные, ушли по 4–6 тыс., а «Портрет молодого человека», являющийся подготовительным этюдом к знаменитой картине «Не ждали», стоил 12 тыс. долл.
Не обошлось на торгах и без вазы Императорского фарфорового завода, правда, в Уппсале она была одна, а не пара, как это принято на «больших» торгах в Лондоне. Выполненная в 1889–1891 гг. (время правления Александра III), красивой каплевидной формы, с изображением растений и животных золотом и серебром на ярком красном фоне, ваза обошлась новому владельцу в 205 тыс. долл. Ее провенанс не менее примечателен, чем у многих предметов живописи, – она была преподнесена директору Королевской копенгагенской фарфоровой мануфактуры Филиппу Скоу от имени российского императора Александра III. Подарок этот был выражением признательности за оказанную господином Скоу помощь мастерам Императорского завода в овладении техникой подглазурной росписи. В исполнении подглазурных пейзажей, словно подернутых дымкой или закрытых завесой дождя, русские фарфористы датских так и не догнали, зато отправили в подарок то, что действительно делать умели. Как говорят документы, датчанин остался доволен. Новый владелец вазы, надо думать, тоже.
Самый дорогой лот – пейзаж И.Шишкина за 1,07 млн. долл. | Императорский фарфор и сто лет назад был хорошим подарком. |