0
1437
Газета Антиквариат Интернет-версия

24.11.2006 00:00:00

Еще один гений «русского зарубежья»

Тэги: живопись, челищев, выставка


живопись, челищев, выставка «Китайская песня» 1932 г. – пример символизма в творчестве Павла Челищева.

Представленные на выставке в галерее «Наши художники» работы Павла Челищева – все, за исключением одной, из частных собраний Москвы, Петербурга, Лондона. Исключение – «Феномены», предоставленные на выставку Третьяковской галереей. История этой картины, кстати, довольно забавна – один из главных музеев русского искусства о работах бывшего соотечественника никогда не мечтал. И в 1958 году, когда Линкольн Кирстайн, приехавшей в Москву с труппой Нью-Йорк Сити Балет, принес в Третьяковку полотно, чтобы, согласно завещанию художника, подарить его музею, там лишь удивленно пожали плечами. И, не оценив щедрого дара, убрали в запасник. Хотя, по всей видимости, это была первая сюрреалистическая работа в советском собрании. Между тем Челищева хорошо знали на Западе. Его работы к тому времени уже были во многих собраниях Франции, Италии, Англии (в том числе в галерее Тэйт в Лондоне), в крупнейших музеях Америки (Музее современного искусства и Метрополитен-музее в Нью-Йорке и музеях других городов). Его персональные выставки и при жизни, и после смерти проводились на Западе не раз, там же изданы две монографии (на русском языке книга о нем вышла год назад), у нас же круг его поклонников довольно узок, а уж широкой публике его творчество неизвестно вовсе. Говорят, сделать выставку произведений Челищева задумал Музей личных коллекций. Но первопроходцем все же стал, как это часто случается, не государственный музей, а частная галерея.

Первое впечатление от «прогулки» по выставке Челищева – он очень разный. Нет единого стиля и узнаваемых от картины к картине, от рисунка к рисунку черт. Зато от работы к работе «читаются» парижские художественные впечатления. «Клоунесса» и «Мадонна с младенцем» – «голубой период» Пикассо, «Стоящая обнаженная» – S-образный изгиб Модильяни, «Персики» – сезанновские сочные фрукты в складках белой скатерти, огромная картина «Феномены» – сюрреализм, достойный Дали. А рядом неожиданности – утонченно-символистская «Китайская песня» (портрет русской княгини Натальи Палей в образе Офелии), или вдруг – русские пейзажи и почти средневековая фигура Красной Шапочки на их фоне, или совсем уж «нелогичные» в общем контексте, в духе классического академизма написанные женские угольные портреты. А дальше – вещи почти провидческие, в 1930-е годы предвосхитившие поиски художников последующих десятилетий – такие, как «Маска света», или многочисленные работы, выполненные в оригинальной авторской технике с «налепами» из песка. И в конце – «неоновый» период 50-х годов, чистой воды абстракция, ставшая итогом творческих поисков.

Началом успеха и признания Павла Челищева стала представленная на выставке небольшая картина «Корзинка с клубникой». На Осеннем салоне 1925 г. в Париже она выставлялась вместе с несколькими другими его работами. После Салона ее купила Гертруда Стайн – одна из легенд художественного Парижа первой половины ХХ века, писатель и коллекционер, покупавшая Матисса, Брака и Пикассо. Рядом с одной из картин последнего в столовой Стайн и висела «Корзинка с клубникой». Но главной патронессой молодого художника стала не Стайн, а Эдит Ситуэлл – эксцентричная поэтесса, на долгие годы взявшая его «под свое крыло» и представившая русского гения парижской англо-американской культурной элите. Кстати, именно с распродажи коллекции Эдит Ситуэлл в 1960-е годы на Сотбис началась «аукционная» жизнь работ Челищева. После этого на международном рынке он появлялся довольно эпизодически, и сейчас в каталогах аукционов встречается, но не очень часто. Как говорят коллекционеры – работы Челищева не часто меняют владельцев, поскольку покупают его только знатоки, а они с ним добровольно не расстаются. Совсем недавно, в начале ноября, в Нью-Йорке в рамках дневной сессии торгов Кристис «Импрессионисты и искусство начала XX века» была продана работа Челищева «Детство Орсона». Продана более чем успешно – при эстимейте 25–35 тыс. долл. цена продажи составила 132 тыс. долл. Одна (заметим, всего одна) работа будет предложена на продажу во время «русских торгов» у Сотбис. Это изображение акробата в духе «голубого периода» Пикассо «Мужчина в голубой маске», предварительно оцененное в 80–120 тыс. фунтов.

На выставке не представлена лишь одна ипостась художника – театральная. О его эскизах этого времени, вышедших из школы Экстер, говорили, что они могут соперничать с произведениями Н.Гончаровой. Хорошая тема для музейных кураторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1731
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1411
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1565
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1416

Другие новости