Совсем скоро в Лондоне начнется очередная «русская антикварная неделя» – множество аукционов (см. «Новости») и прочие интересные события. Мы решили задать несколько вопросов, касающихся предстоящих дней, одному из постоянных непосредственных участников этих недель, известному московскому антиквару Алексею Зайцеву («Альбион галерея»).
– Алексей, давно вы начали ездить в Англию на «русские недели»? Что вам лично это дает?
– На «р.н.» мы начали ездить давно, еще в середине девяностых годов прошлого столетия. Нужно быть в курсе последних событий, следить за изменениями конъюнктуры, отмечать новые тенденции. Для маркетинга важно такие действа наблюдать воочию, а не получать информацию из СМИ или интернета: от нюансов и деталей очень многое зависит.
Коллекции нужно смотреть «живьем», не особенно полагаясь на картинки из каталога. Посмотрев иллюстрацию и купив вещь по телефону, покупатель не всегда получает именно то, что хотелось. Избежать разочарований помогают консультанты, которые оценивают предмет по ряду параметров, начиная с возможных сомнений в подлинности и заканчивая общим визуальным и эмоциональным впечатлением. На основании этого мы выдаем рекомендации клиенту или принимаем решение сами, если это наш личный интерес.
– Много здесь бывает наших соотечественников?
– Много. Достаточно вместительные залы Сотбис и Кристис сейчас заполнены так, что яблоку негде упасть. Не сравнить с ситуацией 7–10-летней давности, когда круг «русских из России» на торгах был достаточно узок. Для нас – антикваров – это имело свои плюсы: можно было накануне торгов собраться, пойти в ресторан и расписать, кто за что будет «биться», чтобы не поднимать друг другу цены. Сейчас такие номера не проходят: слишком много желающих. А для аукционных домов нынешняя ситуация несомненно выгоднее.
В последние 2 года с приходом на рынок новых игроков количество гостей просто огромное. К тому же среди профессиональных участников российского рынка за последние годы сложился неформальный «лондонский клуб», членство в котором считается хорошим тоном.
– Кто в основном покупает сейчас на британских аукционах? И для чего: для себя, «под заказ» или для дальнейшей перепродажи?
– На этих аукционах покупают все – и антиквары, и коллекционеры, и инвесторы. Другой вопрос – как изменилась структура спроса за последние годы. Раньше большая часть покупок приходилась на долю антикваров – по конкретному заказу или для последующей перепродажи. Сейчас многие конечные покупатели участвуют в торгах сами, лично или по телефону. С одной стороны, это хорошо: больше участников, больше продаж. С другой стороны, все чаще возникают ситуации, когда два или три таких «телефонных олигарха», покупательная способность которых не ограничена ничем, кроме оттенков слова «хочу», устраивают битву за какую-либо вещь, иногда вздувая цены в десятки раз. Возникают прецеденты продаж по необоснованно высокой или просто заоблачной цене. После этого подобные работы владельцы хотят продавать уже по-новому. А кроме телефонных покупателей никто не готов платить такие суммы. В итоге 2–3 таких эпизода могут привести к серьезной стагнации на рынке.
– Во время предстоящей недели, по нашим подсчетам, будет проведено около десятка торгов, касающихся российского рынка. Можете ли вы выделить какие-то, как говорят англичане, «хайлайты», топ-лоты, то, что как-то привлекло ваше внимание у лидеров: на «больших» Сотбис и Кристис, на Бонэмс и у МакДугаллс?
– У каждого из аукционных домов в коллекции есть свои «изюминки». Новички в «русской теме» – дома Бонэмс и МакДугаллс – отнюдь не отстают от «грандов». В каждом из каталогов можно найти вещи и для души, и для инвестиций.
Помимо традиционных Шишкиных и Айвазовских в Бонэмс наверняка привлекут внимание великолепная «Маленькая швея» Алексея Харламова (из собрания лондонского универмага Fortnum & Mason) и эскиз декорации к пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна», выполненный Николаем Рерихом. МакДугаллс может по праву гордиться «Обнаженной со свечой» и «Обнаженной с красным шарфом» Зинаиды Серебряковой. В коллекции Сотбис обращают на себя внимание «Заготовка сена» Константина Маковского и «Вид Венеции» Алексея Боголюбова, «Три дамы в театральной ложе» Александра Яковлева, «Обнаженная модель» той же Серебряковой, «Rue de Vichy» Константина Коровина. Кристис порадуют наиболее представительным среди конкурирующих домов собранием живописи XIX века, полотнами Ильи Репина «Тоска» и Виктора Борисова-Мусатова «Женщина, купающаяся в ручье», «Портретом жены» Бориса Кустодиева, монументальным «Натюрмортом с клубникой, вишней и синим графином» Ильи Машкова. Особняком стоит коллекция из 11 работ Константина Сомова – безусловная удача аукционного дома.
Помимо этого все дома представят внушительные собрания современной живописи и разделы декоративно-прикладного искусства. Словом, у тех, кто вместе с нами отправляется на «русские торги», выбор будет богатейший┘