Аукционные дома Сотбис и Кристис 7-8 ноября провели в Нью-Йорке торги «Импрессионисты и искусство начала XX века». Первым был аукцион Сотбис. Из 85 лотов непроданными остались лишь 13. Сенсаций не было, рекордов тоже. Самой дорогой картиной торгов стал «Натюрморт с фруктами» Поля Сезанна (46х61; около 1895), проданный за 37 млн. долл. Следом идет Амедео Модильяни с написанным в Канне портретом «Сын консьержки», когда-то принадлежавшем покровителю художника Леопольду Зборовски и продававшемся там же, в Нью-Йорке, только на торгах Кристис, 10 лет назад. Цена портрета составила 31 млн. долл. при эстимейте 14–18 млн. Знаменитая «Пара ботинок» Винсента Ван Гога была продана за 9 млн. долл. А самой дорогой скульптурной работой этого вечера стала, как и предполагалось, бронзовая «Декоративная фигура» Анри Матисса, проданная за 12,9 млн. долл.
Что же касается торгов Кристис, то здесь не обошлось без шумихи, связанной, однако, не с продажей, а скорее, наоборот, с отсутствием таковой. В центре инцидента оказался все тот же «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» кисти Пабло Пикассо из коллекции благотворительного фонда Эндрю Ллойд Уэббера стоимостью 40–60 млн. долл., который привозили в Москву в рамках предаукционного турне. За день до торгов, на которых должен был быть продан шедевр, некий человек, объявивший себя наследником бывшего владельца картины, подал иск в суд, утверждая, что в годы фашистского правления в Германии его предок был вынужден продать картину за бесценок под угрозой смерти. Однако, как рассказал корреспонденту «НГ» официальный представитель Кристис в Москве, судья по фамилии Ракофф отклонил иск относительно картины Пабло Пикассо, поданный против благотворительного фонда Эндрю Ллойд Уэббера. Как сказано в официальном письме аукционного дома, этот иск оказывает негативное влияние на положительный процесс реституции, довольно активно идущий сейчас в мире. Картина Пикассо «Портрет Анхеля де Сото» находилась в коллекции Уэббера более 10 лет и долгое время экспонировалась в Национальной галерее, и подобный иск, поданный в последний момент, за день до продажи, организаторы аукциона не считают серьезным, а судья официально подтвердил легитимность продажи. Тем не менее нынешний владелец картины сэр Эндрю Ллойд Уэббер принял решение снять работу с торгов и перенести продажу на один из ближайших аукционов.