«Описание коронации императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» (10–15 тыс. фунтов).
30 ноября в Лондоне состоится первый в практике Кристис аукцион под названием «Ценные русские книги и манускрипты». Принципиальное отличие его от сотбисовского в том, что составители не стали собирать товар по отдельным дилерам и коллекционерам, а почти полностью составили свой каталог из книг, некогда входивших в великолепное собрание Поля (он же Павел Михайлович) Фекулы. Коллекция Фекулы, описание которой было издано в 1988 году в Нью-Йорке, насчитывала около четырех тысяч русских книг и рукописей и была наряду с собранием Килгура крупнейшим частным собранием россики на Западе. Учитывая, что в каталог Кристис вошло едва ли 5% этой коллекции, по всей вероятности, в ближайшее время от этого аукционного дома можно будет ждать много всего интересного. Тем более, как мне кажется, в этом случае устроители аукциона вправе рассчитывать на гораздо более симпатичный финансовый результат.
Единственное разочарование, которое, вероятно, их ожидает, – отсутствие интереса к самой дорогой позиции аукциона (то, что в некоторых средах омерзительно именуется «топ-лотом») – двум томам из первого издания «Исторического описания одежды и вооружения Российских войск». То есть, конечно, экземпляры с полностью раскрашенными картинками встречаются нечасто и переплеты императорской библиотеки ужасть как хороши, но сумма в 300–500 тыс. фунтов, несмотря на инфляцию последних, кажется мне, мягко говоря, преувеличенной.
С другой стороны, следует признать, что для существенной части лотов свойственен, как говорят картежники, «недохвал». Наверняка немало приятных удивлений принесут устроителям результаты продажи «Описания деяний Петра Великого» Ф.Туманского (1,2–1,8 тыс. фунтов), второго издания Новиковского «Живописца» (800–1200 фунтов), коронации Александра III (10–15 тыс.), «Русской талии» с первой публикацией отрывка из «Горя от ума» (2–3 тыс.), двух автографов Петра I (оцененных более чем скромно в 3–5 и 4–6 тыс.)
Кстати, об автографах. Помимо прекрасного Петра, на аукционе будет продаваться очень красивый автограф Чехова (10–15 тыс. фунтов, на наш взгляд, дороговато), страшненький инскрипт Достоевского (8–10 тыс.), смешной автограф И.Тургенева на книжке А.Толстого, письма Льва Толстого, Лифаря и Эль Лисицкого. Этим бы, кажется, и ограничиться – но в эту пеструю компанию были зачем-то добавлены Сергей Михалков (!) (фрагмент из «Дяди Степы», 1–1,5 тыс.) и уж совсем странный Александр Блок с чрезвычайно сомнительным, на мой взгляд, автографом стихотворения «И поздно и темно. Покину без желаний┘» (5–8 тыс.; желающим провести собственную экспертизу напомню среди прочего, что это стихотворение 1901 года, а отнюдь не 1916-го, как помечена рукопись).
Книжный авангард будет представлен меньшим количеством лотов, нежели на Сотбис, но его качество и адекватность оценки кажутся мне выше. Так, например, на Кристис будут продавать хороший экземпляр «Помады» А.Крученых (6–9 тыс.), «Лучизм» Ларионова (3–5 тыс.; в каталоге к нему приделали зачем-то картинку от лебедевского «Чуч-ло», но, думаю, это ошибка) и некоторые книжки, дублирующие соответствующие лоты Сотбис.
Закономерный вопрос: что все это будет означать для нашей скромной торговлишки? Сдается мне, что в отличие от рынка живописи, который, как кажется со стороны, весь сейчас функционирует исключительно от одних «Русских торгов» в Лондоне до других, для книжной торговли лондонские аукционы не будут иметь такого решающего значения. Причина этого прежде всего в том, что центральная для живописи проблема подлинности (и идущий с нею рука об руку вопрос провенанса) для книг стоит совсем не так остро. И пока коллекционер картин, напокупавшийся вдоволь фальшаков у отечественного производителя, едет в Англию в приятной надежде избежать наконец обмана, библиофил спокойно разгуливает по московским книжным лавкам, совершая выгодные покупки и обмениваясь мнением с просвещенным продавцом на чистейшем русском языке.