«Женщины у источника» Пикассо оценены у Кристис в 15–20 миллионов долларов.
В начале ноября антикварная жизнь Нью-Йорка будет крутиться вокруг традиционного события – осенних торгов искусством импрессионистов и художников начала XX века, которые проведут аукционные гиганты Сотбис и Кристис. Крупные торги искусством этого периода проводятся четырежды в год – в мае и ноябре в Нью-Йорке, в июне и феврале – в Лондоне, причем нью-йоркские торги в силу сложившейся традиции серьезнее по составу коллекции и соответственно богаче по количеству шедевров и рекордов. Прошлые торги в Нью-Йорке проходили в начале мая, и тогда (напомним) топ-лотами стали у Кристис – «Арлезианка. Мадам Жину» Винсента Ван Гога, проданная за 40,3 млн. долл., а у Сотбис – «Портрет Доры Маар с кошкой» Пабло Пикассо, ушедший за 95,2 млн. долл. Грядущие аукционы обещают быть не менее интересными.
Среди топ-лотов вновь Пикассо, что и неудивительно – в списке самых дорогих в мире картин он по-прежнему остается в первых рядах. На этот раз сенсационный Пикассо будет продаваться у Кристис – показанный в рамках предаукционного турне в Москве «Портрет Анхеля де Сото», прекрасный образец «голубого периода» мастера, с оценкой 40–60 млн. долл. (см. «НГ» № 177 от 06.10.06). На этих же торгах будет еще одна ранняя работа художника, также относящаяся к «голубому периоду», – «Женщины у источника» (93х74; 1901; 15–20 млн. долл.). Еще одна сенсация и гордость Кристис – четыре картины Густава Климта, принадлежавшие в начале XX века чете австрийских меценатов Блох-Бауэров, конфискованные нацистами и вернувшиеся, согласно закону о реституции, к наследнице законных владельцев в январе этого года (см. «НГ» № 174 от 15.09.06). Три пейзажа разных лет размером 110х110 см каждый оценены экспертами в диапазоне от 15 до 30 млн. долл. А портрет одной из любимых моделей знаменитого мастера австрийского сецессиона Адели Блох-Бауэр (190х120; 1912) выставляется с эстимейтом 40–60 млн. долл. Представлены в коллекции и работы последователя Климта Эгона Шиле. Его живописный пейзаж 1915 г. оценен в 20–30 млн. долл., а графические работы – в диапазоне 5–8 млн.
Всего же в коллекции Кристис (имеется в виду вечерняя сессия торгов 8 ноября, наиболее интересная в художественном и ценовом отношении) 85 лотов. Помимо уже названных работ в подборке Кристис стоит отметить картину из жизни таитян знаменитого постимпрессиониста Поля Гогена «Мужчина с топором» (93х70; 1891) с эстимейтом 35–40 млн. долл., первым владельцем которой был не менее знаменитый Амбруаз Воллар. А также полотно немецкого экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера – одно из серии изображений городских сцен на улицах Берлина. Как и картины Климта, эта работа была возвращена из берлинского музея наследникам первого владельца Альфреда Хесса в июне 2006 г. На предстоящих торгах ее эстимейт составляет 18–24 млн. долл.
Днем раньше, 7 ноября, проведет первую сессию торгов дом Сотбис (самое интересное здесь будет вечером). Забавно, здесь выставлено ровно столько же лотов, как будет у Кристис днем позже, – 85. Топ-лотом заявлена картина Поля Сезанна «Натюрморт с фруктами» (46х61; около 1895) с классическим провенансом – когда-то он также выставлялся в галерее Амбруаза Воллара. Его эстимейт составляет 28–35 млн. долл. Отстает от него Клод Моне с классическим для импрессионизма пейзажем «Пляж в Трувилле» 1870 г., оцененный в 16,5–20 млн. долл. Первым же продавцом его был Дюран-Рюэль – и это тоже для импрессионистов факт хрестоматийный.
Не самая дорогая, но, безусловно, интересная работа этой коллекции – «Пара ботинок» (38х42; 1886–1887; 8–12 млн. долл.) кисти Винсента Ван Гога. Эта небольшая картина – одна из пяти, составляющих серию изображений старых башмаков Винсента. По мнению исследователей, в этих странных натюрмортах отражены душевные переживания и чувства художника, выраженные «взаимоотношениями» неодушевленных на самом деле предметов. Этот подход вдохновлял многих философов XX века, в том числе Мартина Хайдеггера, писавших трактаты на основе работ этой серии. Четыре из пяти картин серии находятся в разных музеях мира, лишь одна – у частного коллекционера, который и выставил ее на продажу.
Среди скульптурных работ, выставленных на торги, выделяется бронзовая «Декоративная фигура» (высота 73 см) Анри Матисса с эстимейтом 12–18 млн. долл. Так называемое русское зарубежье представлено работами Василия Кандинского, Марка Шагала, Хаима Сутина, Алексея Явленского с оценками от 5 до 10 млн. долл. Рисунки одного из постоянных фаворитов Кристис Эгона Шиле представлены и на Сотбис за 1–1,5 млн. долл. Не обойдется и здесь без Пикассо. Самое значительное из выставленного у Сотбис – декоративное живописное полотно «Спасение» (81х100; 1932) оценивается в 12–16 млн. долл.
Следом за основными торгами оба аукционных дома проведут дневные сессии торгов работами того же периода рангом пониже и на порядок дешевле, а Кристис проведет еще и отдельный аукцион графических работ.