Б.Григорьев. «Деревенская любовь». 1910 г.
Музей личных коллекций продолжает практику показа собраний современных частных коллекционеров. Собственно, это и неудивительно – по словам Ирины Антоновой, когда они с Ильей Зильберштейном задумывали этот музей, привлечение внимания к коллекционированию и современным собирателям было одной из главных задач. На этой неделе в музее открылась выставка «От символизма к авангарду», представившая графику и скульптуру 1-й трети XX века из собрания Марии Салиной и Сергея Кривошеева.
Все выступавшие на открытии в один голос называли их «молодыми коллекционерами» – 12 лет для собирательства действительно не срок. Началась коллекция со знакомства с куратором и галеристкой Мариной Лошак, явно внесшей немалую лепту в ее создание. Собиратели же, еще не привыкшие к вернисажам и комплиментам, явно волновались, впервые представляя широкой публике принадлежащие им шедевры. Русская графика и скульптура XX века – не единственная тема их коллекции. Есть в их собрании и живопись, и большой блок работ художников «парижской школы», привезенных из Франции, однако графика для них тема особая – трогательная и близкая, подпускающая зрителя к художественной кухне и душевным переживаниям мастера, рассказывающая и о художнике, и о собирателе что-то очень личное. Кстати, о «парижской школе» на открытии вспоминали не случайно. Коллекционеры подарили Пушкинскому музею (подарками сопровождаются, кажется, все выставки частных собраний в этих стенах) четыре рисунка Жюля Паскина, выполненные в первые десятилетия XX века.
Что же касается самой выставки, то на ней что ни рисунок, то шедевр. Представлены практически все первые имена этого периода, практически все направления: и символизм, и кубофутуризм, и изысканный модерн, и новаторский лучизм, и «Мир искусства», и «Голубая роза», и «Бубновый валет», и прочее, и прочее. Здесь и балерины З.Серебряковой, и иллюстрации к сказкам И.Билибина, и театральный занавес А.Бенуа, и работы Л.Бакста, В.Денисова, Н.Милиоти, Е.Лансере, А.Головина, Б.Анисфельда, А.Куприна, В.Борисова-Мусатова, Б.Григорьева, К.Петров-Водкина, В.Серова, А.Фонвизина, К.Богаевского, А.Древина и Н.Удальцовой, М.Ларионова и Н.Гончаровой. Есть очень тонкое и изысканное раннее «Озеро» П.Уткина и его же более зрелые работы, отдельный блок работ Н.Гончаровой, среди которых и изысканная «Испанка» 1920-х гг., и более концептуальные иллюстрации к книге А.Крученых 1913 г. Целая стена занята рисунками К.Малевича, а рядом – работавшие в его кругу В.Татлин, Н.Суетин, А.Лепорская.
Скульптуры в экспозиции немного, зато есть не только первоклассные, но и приятно удивляющие вещи, как, например, необычайно трогательная терракотовая композиция «Самсон и Далила» Н.Андреева или забавно-гротескный Паганини С.Коненкова.
Словом, посмотреть есть на что, и выставка показывает еще раз, что у просвещенного и умелого собирателя частная коллекция оказывается не хуже музейной.