Антикварная жизнь в Москве буквально бьет ключом. Открытия выставок старого искусства, презентации новых проектов, бесконечная череда аукционных торгов... Прямо работать некогда, а уж что касается охраны здоровья, с этим все совсем плохо. Ну, да это мои личные проблемы.
В ряду светских московских антикварных мероприятий я бы выделил те, что состоялись в самом конце прошлой недели, аккурат перед открытием XXI РАСа. В прошлую пятницу в поразительно безвкусном особняке водкопромышленника П.Смирнова, что на Тверском бульваре, глазам журналистов предстал «Портрет Анхеля де Сото», как пелось в советской песне, «работы Пабло Пикассо». Портрет, который относится к так называемому голубому периоду в творчестве великого испано-француза, при ближайшем рассмотрении оказался настоящим шедевром, наполненным столь мощной энергетикой, что ее не смогли сбить даже безумные «водочные» интерьеры в исполнении архитектора Шехтеля.
Представляла работу в Москве верхушка руководства Кристис: пара вице-президентов и директор Русского отдела Алексей Тизенгаузен. К сожалению, обещанного заранее нынешнего владельца картины сэра Ллойд-Уэббера на этом представлении не было. Он наслаждался обществом наших сограждан днем раньше, когда проходил закрытый прием для «потенциальных покупателей». На нем, как с гордостью отметили вице-президенты, присутствовали 250 (!) человек. Сэра Эндрю развлекали солисты Мариинского театра, которые, как заявили кристисовцы, «пели песни Уэббера». (Интересно: они «Суперзвезду» пели или «Кошек»). Как бы то ни было, все выразили полное удовлетворение от встреч с русскими, готовыми выложить от 40 до 60 млн. долл. за картину (так она предварительно оценивается). Хотя, конечно, представители британского аукционного дома полностью ушли от ответов на вопросы, были ли достигнуты какие-то договоренности с покупателями. Аукцион, кстати, состоится 8 ноября в Нью-Йорке.
За пресс-конференцией, конечно, последовал фуршет – как шутили присутствующие журналисты, кормили тем, что не доели вчера випы. Зато там был озвучен еще один русский проект Кристис: с 9 по 11 ноября 25 «лучших работ» из состава предстоящей в конце ноября в Лондоне традиционной русской антикварной недели будут показаны у нас. Причем не где-нибудь в Москве там или в Питере, а в Самаре! Как честно объясняли представители британского аукционного дома: деньги-то там┘ Проект называется скромно, но оригинально – «Лондон–Париж–Самара–Лондон».
***
Буквально в тот же день я был зван еще на один прием, где уже сам попал в число избранных VIP – владельцев заводов, пароходов, а также банков и нефтегазостроительных компаний. Отмечали торжественное открытие галерейного комплекса «Артефакт» на Пречистенке. Странным показалось, пожалуй, то, что более десятка галерей, объединенных под крышей комплекса, вполне успешно работают уже где-то около полутора лет. Но, наверное, было бы желание, а повод найдется. Столь же забавным показалось, что вместо девушек с шампанским на входе встречали юноши со свиными ногами, которые рассказывали, как этих свинок забивали в далекой Иберии под классическую музыку, чтобы они не слишком волновались.
Культурную программу презентации изысканных художественных галерей продолжил показ мод под джазовые композиции. Зажигательно пела темнокожая певица, ловко подтанцовывали полуодетые танцоры, не обошлось и без танцев живота. А еще – лотерея, в ходе проведения которой все же выяснилось – какие галереи наконец открылись. Поскольку они и предоставляли призы – от фарфоровых статуэток до редких старинных книг.
В общем, вполне джентльменский набор светского мероприятия во всей красе. Правда, несмотря на обилие высокохудожественного материала, едва ли кто-то смог его отличить от любого корпоративного. Впрочем, вряд ли это беспокоило организаторов и присутствующих. Все остались довольны собой и друг другом.