На Антикварном салоне есть, как обычно, все – и живопись, и мебель, и декоративно-прикладные предметы.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Для посетителей остались пятница и выходные, но именно эти дни и бывают обычно самыми «людными», когда приходят все, кто не успел раньше, и самыми напряженными, когда покупается то, что было присмотрено на неделе. А посмотреть есть на что. В целом складывается впечатление, что с возрастом Салон мудреет – 10 лет существования на рынке и 20 выставок за плечами (нынешний Салон – 21-й), а еще международный опыт, за которым теперь даже и ездить никуда не надо, видимо, дают о себе знать. Меньше стало «ковровой» развески и больше тематических стендов. Получается что-то вроде мини-выставок одного художника либо одного периода: Н.Тархова и Маревны на стенде галереи «Наши художники», Б.Кустодиева у галереи «Альбион», Д.Налбандяна у Леонида Шишкина, Н.Лапшина в Галлеев-галерее, русского зарубежья в «Улье» и русского авангарда в «Элизиуме», французской живописи 1-й трети XX века у московско-лондонской Ravenscourt galleries.
Среди галерей, специализирующихся на искусстве советского периода, качественную и выверенную экспозицию представила «Галерея искусств Елены Зениной», показав первоклассные предметы живописи, бронзы и фарфора из своей коллекции. Живопись представлена картинами классиков соцреализма – Д.Налбандяна, С.Герасимова, В.Стожарова, А.Самохвалова, Ю.Пименова, довольно нехарактерными работами А.Пластова, С.Пичугина, монографическую выставку которого галерея проводила в ЦДХ примерно месяц назад. Скульптура представлена бронзовыми спортсменами Е.Янсон-Манизер, для которой советский спорт был одной из любимых тем. Небольшую панораму советского искусства дополняют фарфоровые статуэтки (любимый предмет коллекционирования хозяйки галереи), среди которых есть такие раритеты, как «Партизан» 1919 г. по модели Н.Данько.
Российский антикварный салон постепенно расширяет географию участников. На этот раз впервые в Салоне участвует киевская галерея с претенциозным французским названием «Маршан». Фирма, существующая на украинском рынке около 5 лет, располагает двумя салонами в Киеве и с недавних пор – галереей в Москве. Центральное место на стенде занимает небольшой пейзаж О.Ренуара стоимостью чуть больше миллиона долларов, несколько лет назад продававшийся на Сотбис. Освоить российский рынок и привлечь московского покупателя пытается и немецкий аукционный дом Historia, обосновавшийся под Бременом. В каталоге недавних торгов – весь спектр антиквариата. Произведения русских мастеров нечастые гости на этих аукционах, однако на русских коллекционеров дом всерьез рассчитывает, ради чего переводит на русский язык каталоги, информацию в интернете и держит русскоговорящего консультанта.
Но, конечно, главный из новых участников Салона – это Музей Арбат Престиж. На его стенд посетителей привлекают Шагал и Малевич, Филонов и Фальк, Гончарова и Ларионов. Посмотреть вблизи пускают с осторожностью – небольшими группами. Зато охотно отвечают на все вопросы и даже снимают Малевича со стены, чтобы показать надписи на обороте. Музей существует уже 8 лет, однако знают о нем не многие, в силу того что музей не публичный. Работы экспонируются на российских и зарубежных музейных выставках, но целиком коллекция для широкой публики пока закрыта. Сделать музей публичным планируют года через 2–3, а пока решили показать часть работ на Антикварном салоне. Причем самый интересный вопрос Салона «сколько стоит?» остается, разумеется, без ответа – музей картин не продает. Всего в музее насчитывается около 10 тысяч единиц хранения – это если считать вместе живопись, графику, бронзу, фарфор, предметы народных промыслов. Из представленного на Салоне сложно выделить что-то одно – хороши «Розовые любовники» и «Обнаженная с лилиями» М.Шагала, «Цветочница» К.Малевича, которую, как рассказывают сотрудники музея, в свое время С.Шустер выменял у А.Чудновского за 10 работ бубновалетовцев, неожиданно оптимистичный «Портрет родителей» Р.Фалька, редкий у нас А.Явленский и, наконец, не случайно выставленный на мольберт у входа на стенд «Портрет Надежды Добычиной» Н.Альтмана. Добычина (вот уж говорящая фамилия) была первой российской галеристкой, которая стала продавать современное искусство. В ее Художественном бюро почти сто лет назад проходила «Последняя футуристическая выставка картин «0,10», на которой выставлялся «Черный квадрат» К.Малевича, несколько лет назад висевший в ЦДХ в соседнем зале.