Самая дорогая работа русской части аукциона – полотно В.Рохлиной «Танцовщица в красной шляпе» – 100–150 тыс. евро.
Французский комиссар-призер Агютт (Aguttes) на 25 октября заявил торги с названием «Русская, восточная, импрессионистическая, современная живопись и начало XX века». Всего понемногу; нас же интересует русская часть. Из 227 лотов «наших» будет 70 – порядочно. Надо сказать, что Агютт – провинциальный комиссар-призер, он базируется в Нейи, однако крупные торги предпочитает проводить в Париже. Год назад эта команда проводила специализированные русские торги. Тогда вроде бы особого успеха они не достигли, но, видно, и провала не было, так как теперь опять вернулись к русской тематике.
Сначала просто перечислю фамилии основных экспонентов: Самокиш (2), К.Коровин (2), Эрте (3), Бакст, Добужинский (2), Лукомский, Шишкин (как указано в каталоге Chichkin ou Schischkin), Кондратенко, Пуни, Билибин, Терешкович, Рохлина, Чистовский (3), Богданов-Бельский, Серебрякова (2), К.Маковский, Горбатов, Жуковский (2), Лапшин (4), Туржанский, А.Альтман (2), Родченко (6), Анненков, Эль Лисицкий (2), Чехонин (2), Экстер, три Ланских и даже Борис Заборов. В общем, все довольно традиционно для Франции – изобилие парижской школы, которая, наверное, не вызывает никаких сомнений. А вот с другими топ-фамилиями дело у французов обычно обстоит похуже: экспертиз они специальных не проводят, полагаются на свой глаз антиквара, а с русским искусством такое не всегда проходит.
Вот, скажем, Schischkin. Полотно «Под деревьями», размеры приличные – 43х49. Сама картинка симпатичная, да и оценка приятная: 20–25 тыс. евро. Но, конечно, решать покупателям. Жана Пуни и в Москве-то покупать страшновато; здесь же совсем, наверное, рискованно: «Интерьер» предлагают за 15–18 тыс. евро.
Все пять работ Александра Родченко представляют собой эскизы костюмов. Это гуаши, датированные 1919–1920 гг., подписанные по-русски, имеют размеры около 37х24 и сертификаты мсье Жана Шовлена (Jean Chauvelin). Каждый лот оценивается в 25–30 тыс. евро.
Или, например, Лазарь Лисицкий, представленный сразу двумя лотами. Один – не что иное, как знаменитый «Проун» с номером 5А (подписная акварель; 34,8х24,3). У работы Эль Лисицкого также сертификат мсье Шовлена. Ценится она в 35–40 тысяч. Второй лист – гуашь «Победа над солнцем» (1923; 38,5х29,2), тоже сертифицирована и стоит 30–35 тысяч.
Ну а самая дорогая работа русской части аукциона Агютт – это полотно Веры Рохлиной «Танцовщица в красной шляпе» (93х65). Ее предварительная оценка составила 100–150 тыс. евро.