Один из экспонатов спецпроекта «Частная коллекция: Шестидесятники» – В.Яковлев «Натюрморт с тремя яблоками».
На этой неделе арт-ярмарка «Лучшие художественные галереи» проходит в шестой раз. Этот выставочный проект организовывается дважды в год и проходит в частном выставочном центре «ИнфоПространство» в Зачатьевском переулке. Участвуют около 30 галерей – примерно столько, сколько нужно, чтобы и представление об определенном сегменте рынка получить, и от обилия художественных впечатлений, как на больших салонах, не устать. Согласно концепции организаторов, проект представляет избранные произведения современного искусства, а также достойные внимания коллекционеров уникальные произведения из наследия известных и незаслуженно забытых мастеров XX века. Для любителей антиквариата выставка интересна тем, что уже не в первый раз на ней довольно широко (и на стендах галерей, и в рамках специальных проектов) представлено творчество художников-шестидесятников.
Один из специальных проектов так и называется «Частная коллекция: Шестидесятники». Представляет его московский коллекционер Игорь Черемных. На прошлой выставке в апреле он выставлял на суд публики ранее неизвестное собрание живописных произведений Элии Белютина и мастеров его студии «Новая реальность», а теперь представил около 30 работ художников-нонконформистов – Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Олега Целкова, Дмитрия Краснопевцева. На выставке представлены как графические произведения – рисунки, акварели, гуаши, – составляющие большую часть наследия шестидесятников, так и чрезвычайно интересные живописные полотна. Поздние натюрморты Яковлева, характерные и узнаваемые портреты и зарисовки Зверева, небольшие рисунки Краснопевцева – интерес к их работам сейчас велик, а потому выбор такой темы для спецпроекта «Лучших художественных галерей» неудивителен.
Еще один проект под названием «Другие шестидесятые» представляет наследие почти позабытых живописцев 1960-х гг. Федора Семенова-Амурского, Валентина Полякова, Михаила Рудакова, Андрея Былинского. Все эти художники оказались вне социально-политического контекста. Свободные от конформизма, равно как и от противостояния, они создавали другую реальность. В стремлении к ней и открывается это «тихое другое искусство». Существуя в историческом пространстве тотального советского мифа в жестко идеологизированной структуре исторического момента, эти художники в отличие от нонконформистов избегают альтернативы прямого диссидентского конфликта, целенаправленной демифологизации исторической реальности.
Еще один специальный проект представляет творчество Бориса Штейнберга и Татьяны Левицкой. Штейнберг стоит несколько в стороне от основных течений русского авангарда. Экспериментируя с поп-артом в начале 60-х, он пришел к использованию металлической перфоленты и стал вводить ее в картины, вначале в виде отдельных элементов живописного языка, но далее все больше и больше покрывая поверхность картин, пока не перешел на совершенно новый принцип визуального движения. Стиль живописи Татьяны Левицкой сформировался в конце 60-х, когда она увлеклась экспериментами с нитроэмалью – краской для автомашин. С этим живописным материалом она работает до сегодняшнего дня. В 70-е годы Штейнберг и Левицкая принимали участие в бульдозерной выставке, в массовых «квартирных выставках», а также в первой официально разрешенной выставке в Доме культуры на ВДНХ. Предлагаемый проект представляет широкой публике работы разных лет из собрания семьи художников.