Парные вазы с изображением Кремля и ордена Победы проданы на торгах Гелоса за 100 тысяч рублей.
Практически все московские аукционные дома провели во второй половине сентября – начале октября первые в этом сезоне торги. Представленные коллекции были весьма разнообразны, результаты – тоже.
* * *
Первыми были торги галереи «Совком», состоявшиеся 20 сентября. Галерея представила необычно большую и разноплановую коллекцию – две сотни лотов под общим заголовком «Графика, плакат, фарфор и скульптура». Торги прошли успешно, а среди наиболее удачных продаж стоит отметить плакат 1945 г. – совместную работу П.Соколова-Скаля и А.Плотнова «Героической Красной армии – слава!», проданный за 7 тыс. долл.; линогравюру Л.Лапина 1933 г. «Футболист и две девушки за столом», ушедшую за 4 тыс. долл., а также 4 акварели 1920-х гг. В.Глинки, племянницы композитора, оцененные покупателями в 3 тыс. долл.
Еще одни торги галерея «Совком» провела всего две недели спустя, 4 октября. Из 156 лотов 128 (примерно 80%) были проданы в ходе торгов, и еще 4 – после аукциона. В 13 и 15 тыс. долл. оценили покупатели небольшие пейзажи С.Герасимова. За 12 тыс. долл. ушла ранняя, 1946 г., работа В.Стожарова «Пушкин и Медный всадник». Классическая для соцреализма работа А.Пушнина «Гайдар с пионерами» была продана за 15 тыс. долл. В финале аукциона особый ажиотаж в зале вызвали торги «на понижение», в результате которых многие работы были проданы за «смешные» для антик-рынка 500–1500 долл.
* * *
Галерея «Арт-Союз» провела 25 сентября в ЦДХ первые в этом сезоне (и вторые по счету) торги. Пожалуй, единственное достижение аукциона – наглядная демонстрация того, какую роль играет в ходе торгов личность аукциониста и что бывает, если эту роль недооценить. Предыдущие, весенние торги вел Арсений Лобанов – легенда аукционного дела, представитель старой, еще советской школы. Теперь же на роль профессионального аукциониста пригласили профессионального актера, по всей видимости, весьма далекого как от мира изобразительного искусства вообще, так и от аукционов живописи в частности. Цены поднимались еще до начала реальных торгов, явно вследствие незнания элементарных правил, попытки комментариев к выставленным произведениям выливались в сообщения типа «художник Бархатков, ученик Бируля и Бялыницкого». Общение аукциониста с залом носило характер, мягко говоря, не слишком любезный, а временами вульгарно-панибратский, а уж реакция на реплики потенциальных покупателей и вовсе в правила хорошего тона не укладывалась. В цифрах результат аукциона выглядит следующим образом: из 88 лотов проданы 15, из них 6 – заочным покупателям, однако, учитывая существовавшую в ходе торгов путаницу, назвать и эти данные достоверными сложно.
* * *
В Галерее Леонида Шишкина первые торги сезона состоялись 28 сентября – продавали 117 лотов русской живописи и графики XX века с временным разбросом от
20-х годов до 90-х. Из предложенной коллекции распродана была примерно половина. Топ-лотом стала одна из картин В.Стожарова «Рыбзавод им. Куйбышева», проданная за 11 тыс. долл. Другой классик советского времени – С.Герасимов – был представлен пейзажем «Можайск» 1937 г., который ушел за 8 тысяч.
* * *
30 сентября в аукционном доме Гелос состоялся Аукцион сезона. Торги были посвящены предметам декоративно-прикладного искусства из фарфора, бронзы, фаянса и серебра.
Топ-лотом аукциона стала коллекция изданий прославленного голландского типографского предприятия конца XVI – начала XVIII в. Эльзевиров (Elsevier). В ней представлены издания двух знаменитых серий Эльзевиров, одна из которых была посвящена текстам античных авторов, а другая – так называемые «Республики» – географическо-историческим описаниям различных стран. Стартовая цена на этот лот составляла 1 млн. руб., в результате торгов она увеличилась вдвое. В том же букинистическом разделе большой интерес вызвал еще один лот – Новый Завет с Псалтырью 1580 г., проданный за 550 тыс. руб. при старте 280 тыс. Это произведение на славянском языке издано известным первопечатником Иваном Федоровым по поручению князя Константина Острожского и имеет на полях многочисленные комментарии и правки, сделанные на протяжении XVII – 1-й половины XVIII вв.
Из предметов стекольно-фарфорового стринга стоит отметить парные вазы с изображением Московского Кремля и ордена Победы, изготовленные в 1949 г. на Дмитровском фарфоровом заводе, и крюшонницу «Гроздья винограда», предположительно выполненную на одном из Мальцовских заводов в Гусь-Хрустальном во 2-й половине ХIХ века. Цены на эти предметы выросли в несколько раз и составили в итоге 100 и 42 тыс. руб. соответственно.
В стринге серебра выделяется ковш-черпак, имеющий мемориальную ценность, связанную с военной историей царской России. Согласно выгравированному тексту, во время коронационных торжеств 21 мая 1896 года к этой чарке приложился сам Николай II. Кроме того, ковш представляет интерес и как предмет, созданный мастером «КL», который работал для московского филиала фирмы Фаберже. Заявленная стартовая цена на этот лот составила 270 тыс. руб., а торги остановились на ставке 850 тыс.
* * *
5 октября прошли четвертые по счету и первые в этом сезоне торги аукционного дома «Содружество», представляющего конгломерат из нескольких московских галерей различной специализации. На этот раз аукцион был тематическим и назывался «Старая и новая Москва», представляя столицу в исторической перспективе на полотнах всего ХХ века. Открытий и сенсаций аукцион не принес, тем не менее организаторы результатами вполне довольны. С небольшим повышением цены ушел заведомый топ-лот – акварель А.Лабаса с видом Пятницкой улицы, хорошо продавались современные работы с неоднозначным «арбатским» реализмом. Перед началом торгов учредители аукционного дома объявили о своем решении сократить число проводимых аукционов, сделав акцент на качестве представляемых коллекций.
* * *
Традиционно успешным был и как всегда профессионально подготовленный и проведенный сентябрьский аукцион галереи «Альбион», на который выставлялись старинные карты и гравюры. В результате из 150 лотов 98 оказались проданными.