Классика соцреалистического жанра в коллекции Совкома – А.Пушнин.
«Гайдар с пионерами».
30 сентября проведет первые в этом сезоне и вторые за недолгое время своего существования торги аукционный дом «Кабинетъ». На этот раз аукцион посвящен русскому и советскому искусству XX в. Коллекция состоит из 105 лотов, в основном живописно-графических. Приятное исключение составляет бронзовый бюст «Силезианка» известного скульптора Н.Аронсона, выставленный на торги с эстимейтом 50–70 тыс. долл. Портрет пожилой женщины из немецкой Силезии (одна из отливок хранится в ГРМ) выполнен в присущей Аронсону монументальной манере. Что же касается живописно-графического собрания, оно весьма разнообразно – представлены разного уровня и ценового диапазона работы художников всего XX в. от первых имен авангарда до наших современников. Хорошо представлено начало века работами О.Делла-Вос-Кардовской, Н.Тархова, И.Бродского, Ф.Рерберга, З.Серебряковой, С.Чехонина и других. Самый дорогой лот среди работ этого времени – темпера М.Сарьяна «Цветок» 1911 г. (19х30), выставленная с оценкой 50–60 тыс. долл. Среди графических работ стоит отметить небольшую акварель М.Нестерова «Река Белая» с наброском святого старца на обороте (13х12;
1910-е), оцененную в 30–35 тыс. долл. Разнообразно представлен советский период – от заслуженных соцреалистов А.Пластова и С.Герасимова до нонконформистов А.Зверева и В.Яковлева. Работами 1930-х гг. на благо советской родины представлены авангардисты Н.Удальцова и И.Машков – соответственно «Сбор картофеля» (34х45; 25–40 тыс. долл.) и два эскиза панно для оформления банкетного зала уже несуществующей гостиницы «Москва» (73х33; 55–75 тыс. долл. за пару).
* * *
Любопытно, что в тот же день состоится «Аукцион сезона» в доме Гелос. Мы уже описывали некоторые топ-лоты из этой коллекции (см. «НГ-антракт» от 15.09.06). Вот еще несколько лучших предметов. Так, в киевском стринге (украинский филиал Гелоса) появится фарфоровая статуэтка «Катерина» с текстом из поэмы Шевченко на основании: «У латанiй свитиночцi, на плечах торбина. В руцi цiпок, а на другiй заснула дитина» (Украина, 1920–1930-е гг.) и чернильный прибор на серебряном постаменте, украшенном лавровыми венками и дарственной гравировкой в честь тридцатилетия: «ХХХ 16/IX 1886–1916». (Россия, Киев, фабрика И.Маршака, 1899–1908).
Фаворитом аукциона, как уже упоминалось, считается лот из стринга русской иконы «Воскресение – Сошествие во Ад с 20 праздниками» (II пол. XVI в., предположительно Псков). Композиционных, иконографических и даже технологических аналогов такой иконы не существует. Стартовая цена составит 2 млн. 650 тыс. рублей. Ковш-черпак из серебряного стринга с вензелем с мемориальной гравировкой: «Его Императорское Величество Государь Императоръ Николай II изволилъ собственноручно наливать водку чтобы пить за здоровье полка 21 мая 1896» будет выставлен на торги за 300 тыс. рублей.
Несомненный интерес представляет и лот из раздела букинистики: Новый Завет с Псалтырью (Острог, 1580). Это издание на славянском языке, изданное знаменитым первопечатником И.Федоровым по поручению князя К.Острожского. На полях многочисленные комментарии и правка текста, написанные на протяжении XVII – I пол. XVIII вв. Его старт – 280 тыс. руб.
* * *
В среду, 4 октября, очередные торги проводит галерея Совком. Стоит обратить внимание на частоту совкомовских торгов: прошлые состоялись 20 сентября, и сразу, через две недели, проводятся следующие. Руководители галереи объясняют это так: почему бы не аукционировать, если есть спрос.
На предстоящих торгах будет предложено 156 лотов, составленных из живописных произведений региональных художников, среди которых особый интерес представляют работы мастеров питерской школы. Особого внимания заслуживают композиции «Гайдар с пионерами» А.Пушнина (180х280) с оценкой 18–19 тыс. долл., «Утро» (110х115; 10–11 тыс.) Э.Хохловкиной, «И.В. Мичурин и студенты» (128х142; 14–14,5 тыс.) П.Котова, а также «Осень» В.Бялыницкого-Бируля (70х50; 17–18 тыс.) и дружеский шарж Ф.Решетникова на скульптора С.Коненкова «Самородок» (86х130; 10,5–11 тыс.). Помимо масштабных картин на советскую тематику будут выставлены лирические пейзажи Б.Рыбченкова, резерв которых составляет от 700–800 до 1200–1400 долл., «Никитский монастырь» Н.Федосова за 3800–4000, «Коктебель» – 4800–5000 и «Пейзаж с рыбаками» – 5000–5500 М.Бирштейна, два «Летних пейзажа» С.Герасимова по 12–13 тысяч, раннее произведение редкого на рынке В.Стожарова «Пушкин и медный всадник» с оценкой 12–14 тыс. долл.
* * *
А 5 октября первые торги в новом сезоне проведет аукционный дом «Содружество», представляющий конгломерат из нескольких московских галерей различной специализации. Главной темой аукциона выбрана на этот раз Москва в живописи старых и современных мастеров. Тема эта не случайна и, кроме того, весьма благодатна с учетом того, как сложно обычно бывает подобрать работы высокого уровня одной тематики. На аукцион выставляются работы как признанных художников старой московской школы, так и наших современников. Б.Яковлев представлен масштабным пейзажем строящейся Масловки конца
1950-х гг. Тот же район – вид стадиона «Динамо» из окон мастерской – изобразил в те же годы и И.Рубанов, ученик знаменитого К.Истомина. Десятилетием раньше написал строительство того же стадиона с того же ракурса А.Лабас. Этот мастер акварели со свойственным ему лирическим урбанизмом представлен еще одной работой – видом старой Пятницкой улицы, еще незаполоненной машинами, с трамваем и первой майской листвой. В стиле «державного» реализма написана картина Н.Матвеева «Вид на Кремлевские соборы из Замоскворечья». Работа исполнена в 1901 г. и выглядит вполне в традициях салонной живописи конца XIX в. В противовес ей – тот же пейзаж, но уже формалистический, 1938 г., художника М.Аксельрода, одного из выпускников ВХУТЕМАСа. Стоит обратить внимание и на наполненные духом раннего французского импрессионизма городские сюжетные зарисовки М.Межанинова середины 50-х годов прошлого века, а также добротный соцреализм И.Каца все с тем же Кремлем и другим символом Москвы – высоткой МИДа. Разумеется, не все работы коллекции равнозначны, но в целом они демонстрируют динамику изменений нашего города от «купеческой» столицы к эклектическому урбанизму сегодняшних дней.
Один из топ-лотов дома «Кабинетъ» – бронзовая «Силезианка» Н.Аронсона. | И.Кац. «Москва. Кремль» 1966 г. |