Жерар де ла Барт. Вид Кремлевского строения и его окружностей. 1799 г.
Новый сезон начался, и теперь, после летнего затишья, антиквары максимально заполнили событиями сентябрьский календарь. На каждую неделю приходится по несколько аукционов и вернисажей.
Так завтра, 23 сентября, «Альбион галерея» открывает новый сезон очередным аукционом «Старинные гравюры и карты. Печатная графика XVI–XX веков». В коллекции из 187 лотов представлены пейзажи и виды городов, изображения растений, цветов и птиц, портреты, костюмы и униформы, военно-исторические сюжеты, жанровые, библейские и мифологические сцены, географические карты, подборка старинных багетных рам.
Городской пейзаж являлся неотъемлемой частью репертуара живописцев и граверов всех времен. На смену научной, топографически точной фиксации отдельных построек пришло восприятие урбанистической среды как пространства, наполненного мифологическими, историческими и художественными ассоциациями. Джованни-Баттиста Пиранези был первым мастером, который в своем творчестве отчетливо сформулировал романтические принципы передачи пространства. Пример тому – офорт из серии «Виды Рима», представляющий знаменитый Колизей. Вид из арки – прием театральной декорации барокко – воспринимался как способ перехода в иную действительность, как преображение реальности. В посвященных Москве работах Жерара де ла Барта ощущается причудливое сочетание огромного простора с готическими очертаниями кремлевских башен и арками мостов. Именно эта серия признана лучшими изображениями Москвы, воссоздающими ее образ на рубеже XVIII≈XIX вв. Иной подход демонстрируют офорты Луи Никола де Леспинасса, где Петербург предстает в качестве перечисления зданий, сооружений, реки, переданных с почти научной тщательностью. Романтические идеи, впервые высказанные во 2-й половине XVIII в., нашли продолжение в работах одного из самых значительных художников начала ХХ в. – Константина Богаевского. Его киммерийские пейзажи безлюдны, и древняя природа Крыма предстает в своей первозданной, немного диковатой красоте.
Стоит обратить внимание также на работу Лукаса ван Лейдена «Встреча у Золотых ворот. Св. Иоахим и Св. Анна» 1520 г., ранние ботанические листы, «Карты Московии» – немецкую (начала XVIII в.) и голландскую (XVII в.), а также редкую «Карту основных осей земного шара» (Франция, 1761 г.).