0
903
Газета Антиквариат Интернет-версия

22.09.2006 00:00:00

Золотая палитра вновь открытых имен

Тэги: пичугин, зенина, цдх


пичугин, зенина, цдх Одна из жемчужин коллекции ≈ картина «Виноградники», написанная в 1930 г.

Галерея искусств Елены Зениной, уже более 10 лет существующая в Центральном доме художника, одна из немногих на московском антикварном рынке занимается не только коммерческой, но и выставочной деятельностью. Основное направление в работе галереи – реалистическое искусство советского периода, а ее коллекция включает, помимо живописи и графики, фарфоровую пластику и бронзовую скульптуру. Каждый сезон галерея представляет новые выставочные проекты, демонстрируя на основе своего собрания разные грани и этапы развития искусства этого времени. Так, среди прошлых проектов галереи – «Женское лицо социализма», «Жанр в искусстве социалистического реализма», «Первые имена. Художник и его время». Устраивает галерея и монографические выставки художников, чье наследие достаточно полно представлено в ее коллекции. В прошлом сезоне это был Порфирий Лебедев, теперь же галерея обратилась к творчеству Сергея Пичугина, приурочив выставку «Золотая палитра России» к 125-летию со дня рождения художника.

Некоторое время назад на базе галереи был организован Центр по пропаганде искусства социалистического реализма, название которого говорит само за себя. В долгосрочных планах Центра – проведение конференции, посвященной искусству советского времени, в которой примут участие искусствоведы, музейные эксперты и владельцы других галерей, занимающихся этим периодом. Пока же результатом совместной деятельности Центра и Галереи искусств становятся необычные выставки.

В коллекции галереи, безусловно, есть работы признанных мэтров советского периода Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Юрия Пименова и многих других. Но наряду с ними галерея собирает и выставляет работы талантливых художников, чье творчество, по мнению сотрудников галереи, было незаслуженно забыто. Искусство соцреализма, еще 10–15 лет назад казавшееся слишком официозным, сейчас в моде. Но, несмотря на это, в нем остаются еще и белые пятна и неизученные или недостаточно изученные имена. Сергей Пичугин – один из них.

Творчество Пичугина далеко от «большого стиля» советского времени. В его работах не отразились громы революции и пути построения нового светлого будущего. Его жанровые картины посвящены теме отдыха, на пейзажах изображены море и горы, и только виды Москвы напоминают о том времени, в которое ему довелось работать. Он родился и прошел обучение еще в прошлом, дореволюционном времени. Родился в Сергиевом Посаде, учился в художественной школе при Троице-Сергиевой лавре, где достиг заметных успехов в рисовании и живописи. Потом была учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учителями Пичугина были К.Коровин, С.Малютин и А.Васнецов. Их творчество оказало значительное влияние на становление живописца. Свою творческую карьеру он начинал церковным художником, расписывая храмы по всей России, и лишь в советское время обратился к станковой живописи. Воспоминанием об этом церковном прошлом становятся пейзажи с храмами Сергиева Посада и Переяславля-Залесского. С 1920-х годов он активно экспонировался, в том числе на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Общества художников Московской школы, общества «Клич», «Жар-Цвет» и некоторых других. В середине 1930-х гг. состоялись две персональные выставки художника, но в послевоенное время его имя практически исчезло из списка экспонентов. В последние годы на волне интереса к советскому искусству его работы начали появляться на аукционах и в экспозициях некоторых антикварных галерей, однако подобная персональная выставка устраивается впервые.

Представленные в экспозиции 50 произведений происходят из семьи художника, в основном это живопись, дополненная небольшим количеством графических работ. В коллекции галереи есть работы разных жанров и разных периодов творчества мастера, позволяющие проследить его творческий путь. Значительную часть составляют пейзажи Крыма и Кавказа, написанные в 1920–1930-е гг. На них – сияющее солнце, море и горы, пляжи и террасы – радостный мир отдыха и покоя. Написанные на пленэре, они наполнены воздухом и цветом, многообразной игрой рефлексов и цветных теней и в духе импрессионистов практически лишены темных тонов. К 1940-м годам относятся бытовые зарисовки из жизни военных. Жанр натюрморта представлен роскошными «Гладиолусами» и «Натюрмортом с фруктами» 30-х г.

Жемчужина собрания – небольшое живописное полотно «Виноградники», выполненное в 1930 г. Манера письма, построение композиции, цветовые сочетания вызывают явные параллели с творчеством Ван Гога. Сочетание розово-сиреневой земли с зеленью листвы, синева гор на заднем плане и практически слившиеся с пейзажем фигурки людей дополнены игрой быстрых мазков, создающих ощущение живой изменчивости изображаемого мира.

«На пляже». 1927 г.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1964
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1926
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
874
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1283

Другие новости