Второй портрет Адели Блох-Бауэр, написанный Климтом в 1912 г., будет выставлен на торги Кристис в США.
В начале августа президент американского отделения Кристис Марк Портер официально заявил, что именно их аукционный дом выбрали наследники Фердинанда и Адели Блох-Бауэр для продажи недавно возвращенных им четырех картин Густава Климта.
Эти четыре работы можно без преувеличения назвать шедеврами. Их общая стоимость, по предварительным оценкам, составляет более 100 млн. долл., и это их первое появление на рынке. Что же касается истории бытования этих работ, то она весьма примечательна и последние полгода будоражит умы коллекционеров особенно активно.
Картины происходят из собрания богатого австрийского промышленника и известного в Вене конца XIX века мецената Фердинанда Блох-Бауэра. Густав Климт, один из основателей венского Сецессиона, художественной группы, сломавшей традиционные устои живописи XIX века, был среди художников, пользовавшихся его поддержкой. Жена мецената Адель Блох-Бауэр несколько раз позировала Климту и была единственной моделью, портрет которой он написал дважды. В своем завещании Адель Блох-Бауэр, скончавшаяся в 1925 г., выражала желание передать картины Климта австрийским музеям, но ее муж решил оставить все свое имущество родственникам. Желание Адели осуществилось при трагических обстоятельствах – в 1938 г. Фердинанд Блох-Бауэр, преследуемый нацистами, вынужден был бежать из Австрии в Швейцарию, а все его имущество, включая произведения искусства, было конфисковано. Пять картин Климта оказались таким образом в Австрийской галерее живописи в венском дворце Бельведер. Вскоре после принятия австрийским парламентом в 1998 г. закона о реституции произведений искусства, незаконно изъятых у еврейских владельцев, племянница Блох-Бауэров Мария Альтман, живущая в Лос-Анджелесе, решила вернуть себе фамильные ценности. Судебное разбирательство длилось почти 6 лет, и лишь в январе этого года 90-летняя американка по решению арбитражного суда стала полноправной хозяйкой шедевров.
Расставание с Климтом далось Австрии нелегко. Специально организованный фонд, обращаясь к банкирам и простым гражданам, пытался собрать средства для выкупа картин у новой владелицы, но это ему так и не удалось. Некий анонимный шантажист угрожал уничтожить эти пять картин для того, чтобы не дать их вывезти из Австрии, так что Австрийская галерея была вынуждена прятать их в запасниках. Но постепенно страсти улеглись, и уже в июне Мария Альтман начала распродавать доставшуюся ей небольшую коллекцию. Первой была продана самая ценная из пяти работ – один из портретов Адели Блох-Бауэр, написанный в 1907 г. по заказу ее мужа, – «Золотая Адель», или, как его еще называют, «австрийская Мона Лиза». Одну из самых знаменитых картин XX века (ее называют «икона Сецессиона») приобрел за 135 млн. долл. Рональд Лаудер, совладелец известной косметической империи, установив, таким образом, новый мировой рекорд для живописного произведения. Ранее самой дорогой картиной считалось полотно Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой», проданное на аукционе Сотбис в 2004 году за 104 млн. долл. А «Золотая Адель» заняла почетное место в принадлежащей Лаудеру художественной галерее Neue Galerie в Нью-Йорке, которая целиком посвящена австрийскому и немецкому искусству.
Оставшиеся четыре работы – а это еще один портрет Адели Блох-Бауэр и три пейзажа, – по предварительным оценкам, все вместе стоят примерно столько же, сколько одна «Золотая Адель», но и их, как предполагают эксперты, ожидает серьезная аукционная борьба. Второй портрет Адели, написанный через пять лет после «золотого», демонстрирует изменившийся за эти годы стиль художника. На смену сияющему золоту в духе византийских фресок и египетских произведений (к шедеврам «золотого» периода помимо Адели относится хранящийся в Венской галерее «Поцелуй») приходят яркие краски. На портрете 1912 г. статичная фигура написана на пестром фоне, напоминающем лоскутное одеяло с яркими пятнами красного, зеленого, синего, розового цветов, под влиянием популярного в это время в Европе восточного искусства. Пейзажи представляют разные периоды творчества и разнообразные направления стилистических поисков Климта – «Дома в Унтерахе на озере Аттерзее» (1916) написаны во время летнего отдыха у друзей, как считают исследователи, в духе Сезанна. «Яблоня» (1911–1912), написанная мелкими дробными мазками, представляет буйство красок и фактуры, цвета и света; «Березовый лес» (1903) – самая ранняя работа художника в этой коллекции.
Точная дата торгов, на которые будут выставлены эти работы, пока не сообщается. Ближайшие аукционы, посвященные искусству импрессионистов и начала XX в., Кристис традиционно проведет в ноябре в Нью-Йорке и в феврале в Лондоне.
«Золотая Адель» – «икона Сецессиона» – была куплена в июне за 135 млн. долл. | Пейзаж Климта «Дома в Унтерахе на озере Аттерзее» (1916), написанный в духе Сезанна, скоро будет выставлен на торги. |