Спрос рождает предложение. На арт-рынке этот экономический постулат порой приобретает весьма неприятный оттенок – на волне популярности и соответствующего роста цен на работы того или иного художника неизбежно «выплывают» более или менее талантливо выполненные подделки.
Об одном из таких случаев, выявленных этим летом, рассказал Александр Конов, директор Фонда сохранения культурного наследия Петра Кончаловского, о создании которого «НГ» писала несколько месяцев назад (см. «НГ» № 23 от 26.05.06).
Начиналась история вполне прозаически. Одному московскому коллекционеру знакомый арт-дилер предложил купить картину Петра Кончаловского «Натюрморт с лотосом» 1917 г. за 250 тыс. долл. Работа коллекционеру понравилась, и, заплатив залог, он, чтобы убедиться в подлинности полотна, отнес картину Татьяне Ермаковой – заведующей отделом живописи I половины XX века ГТГ и эксперту фонда. Картина оказалась недавно выполненной подделкой, оригинал же, с которого она была «списана», нашелся в запасниках Нижегородского художественного музея. Пока проводилась экспертиза, продавцы исчезли, а неудачливый покупатель остался с фальшивой работой, а теперь еще и с отрицательным заключением фонда на руках.
Но если подобный метод продажи все-таки типичным не назовешь, то появление на рынке подделок – проблема постоянная. Борьбу с ними ведут, каждый по своему, все операторы антикварного рынка. Вышеназванный фонд, например, разработал уникальную систему экспертизы произведений Петра Петровича Кончаловского. Процесс выглядит следующим образом. Произведение, поступившее в фонд, проходит подробное технико-технологическое исследование. Потом назначается искусствоведческая экспертиза, к проведению которой привлекаются как минимум два специалиста по творчеству этого художника из разных уже существующих экспертных организаций. Окончательный вердикт выносится на общем экспертном совете. Уникальность системы заключается в том, что исследователи творчества Кончаловского из разных научных организаций, часто с разными школами, оказываются за одним столом и на основании опыта и взглядов каждого должны прийти к единственно верному решению относительно представленной на экспертизу работы. Ни для кого давно не секрет, что экспертная система и Третьяковской галереи, и Центра им. Грабаря время от времени дает существенные сбои. Также не секрет, что работы, получившие положительное заключение в одной из этих организаций, зачастую получают отрицательное во второй. Фонд Кончаловского занял в этом вопросе мудрую позицию – он предлагает экспертам встретиться и договориться, объяснив друг другу свои аргументы. Ведь в конце концов у этой задачки «на подлинность» может быть только один правильный ответ.
«Натюрморт с лотосом» Петра Кончаловского из собрания Нижегородского художественного музея – подлинное полотно. | А эту фальшивку с названием «Натюрморт с лотосом 1917 года» и с подписью Кончаловского один московский коллекционер купил за 250 тыс. долл. |