Одно из платьев русских балерин – сценическая одежда Тамары Тумановой (оценка 3–4 тыс. евро).
Ажиотажный спрос на русское искусство, конечно, не мог обойти стороной Францию – некогда признанный центр эмиграции, приют многих тысяч бежавших от большевизма офицеров, художников и прочая и прочая. Хотя в последние годы право называться зарубежным художественным центром России прочно перешло к Лондону, Париж все же сохраняет свою притягательность для любителей отечественного искусства, – здесь по-прежнему много произведений и предметов русского происхождения. Вполне объяснимо и понятно, что в конце июня здесь состоялась серия специализированных «наших» аукционов. 14-го небольшие и не очень интересные торги прошли в «Отеле Друо», а 30-го большой спецаукцион проведет дом Тажан.
Фирма Тажан свои русские торги проводит в собственном помещении под названием «Espace Tajan»; это уже далеко не первый опыт одного из крупнейших французских домов в русском сегменте антик-бизнеса. В Париже работает целый русский отдел во главе с Татьяной Барышевой. К предстоящему аукциону отдел подготовил 396 лотов. В большинстве своем это традиционная для Франции милитария, то есть предметы, имеющие отношение к военному делу: оружие, документы Белой армии, ее награды, жетоны, шевроны и всякое такое прочее. Во Франции, где осело большинство выдавленных из России после революции военных, этого материала по-прежнему очень много. Особенностью предстоящих торгов можно назвать большое количество выставленной бумаги: фотографий, документов, театральных программок и книг. Раньше такого обилия букинистической тематики на французских аукционах не наблюдалось. То ли кто-то целенаправленно выбрасывает этот материал на рынок (можно вспомнить, кстати, и недавние специализированные торги «Русские книги» в Лондоне), то ли исчерпываются иные традиционно-французские направления русского антиквариата, например, пресловутая «парижская школа» – русские художники, работавшие во Франции на рубеже XIX–XX вв. Как бы то ни было, живописи – наиболее привлекательной части всех аукционов – будет на этот раз сравнительно немного.
Начинаются торги с бесконечных костюмов Бакста, Зиновьева, Добужинского, Ремизова и прочих «русских французов». Наиболее интересным мини-стрингом в этом разделе следует признать блок из 6 лотов с рисунками Натальи Гончаровой. Самый дорогой по оценке – лот № 75 – «Птицы» (30 х 50; чернила, акварель, гуашь), получил эстимейт 10–12 тыс. евро. Интересными выглядят лоты с театральными костюмами известных балерин – Иды Рубинштейн (8–9 тыс.) и Тамары Карсавиной (6–7 тыс. евро). Также привлекает внимание стринг из 11 писем императора Александра II к княжне Екатерине Долгорукой с оценками от 1,5 до 2,2 тыс. евро каждое.
С 234-го лота снова начинаются живописные лоты: Стоилов, Богданов, Бенкендорф, Шмаров... Например, «Крестьянские девушки» Николая Богданова-Бельского (38-31) оцениваются в 12–15 тыс. евро. Этот стринг заканчивается работами малоизвестных современных художниц. Завершаются торги коммеморативными медалями и отдельными предметами мебели, ДПИ и прочих антикварных мелочей.