Топ-лот предстоящего аукциона современного искусства дома Сотбис – 'Портрет Жанны Эбютерн в шляпе' Амедео Модильяни с оценкой 8,5–12 млн. фунтов.
Четыре раза в год в Лондоне и в Нью-Йорке аукционные дома Сотбис и Кристис собирают коллекционеров и любителей искусства конца XIX – XX вв. В начале мая нью-йоркские торги принесли аукционным домам весьма внушительные дивиденды. Самыми громкими продажами стали тогда у Кристис – «Арлезианка. Мадам Жину» Винсента Ван Гога стоимостью более 40 млн. долл., у Сотбис – «Портрет Доры Маар с кошкой» Пабло Пикассо, проданный за 95,2 млн. долл. и занявший второе место в списке самых дорогих картин мира, проданных публично. От лондонских торгов, которые пройдут на следующей неделе, подобных рекордов не ждут, однако внимания они, безусловно, заслуживают. Как обычно, на торгах будут представлены все основные художественные направления конца XIX – 1-й половины XX в. – импрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм и сюрреализм, немецкий экспрессионизм и итальянский футуризм. Следом пройдут аукционы послевоенной и современной живописи.
Начало положит в понедельник вечером дом Сотбис, предложив на продажу «звездную» часть коллекции из 56 лотов. Перечислять имена художников не имеет смысла – они во всех энциклопедиях по искусству и в экспозициях крупных музеев мира. Топ-лотом на этот раз заявлена работа Амедео Модильяни «Жанна Эбютерн (в шляпе)» (92х54; 1919). Это портрет последней возлюбленной, жены и любимой модели художника, пережившей его всего на два дня. Художественный язык работы характерен для позднего творчества Модильяни, созвучного работам итальянских маньеристов, – вытянутые пропорции, мягкие линии, S-образный изгиб тела. У портрета интересный провенанс – его первым владельцем был Леопольд Зборовски, парижский маршан польского происхождения, восторженный поклонник Модильяни, дававший художнику кров и содержание, устроивший его первую персональную выставку в галерее Берты Вейль и, хотя и с большим трудом, но все же продававший его работы. От Зборовски картина в 1929 г. попала к другому парижскому маршану и еще одному из немногих в то время поклонников художника – Полю Гийому. В 1997-м она уже продавалась на Сотбис, была куплена американским коллекционером, который и выставил ее на торги. Эстимейт картины составляет 8,5–12 млн. фунтов. Другой неизменно «топовый» художник – Пабло Пикассо. «Женщина в шляпе» (65х54; 1943), выставленная на торги, – еще один портрет великолепной Доры Маар, с которой были связаны жизнь и творчество мастера в конце 1930-х – начале 1940-х гг. Небольшой погрудный портрет оценен в 4–6 млн. фунтов. Другая работа Пикассо, «Художник и его модель» (130х162; 1963), представляет один из любимых сюжетов мастера в последние годы и оценивается в 5–7 млн. фунтов.
Среди работ импрессионистов лидирующие позиции занимают на этот раз характерная и узнаваемая обнаженная купальщица Эдгара Дега (пастель, 53х53, около 1895) и «Женщина в саду» (55х66; 1873) Огюста Ренуара, оцененные в 4,5–6,5 и 4–6 млн. фунтов соответственно. Для обеих работ перемещения на арт-рынке начинались с легендарной галереи Поля Дюран-Рюэля на Вандомской площади, вошедшей в историю импрессионизма едва ли не наравне с самими художниками.
Днем позже в аукционную игру вступит дом Кристис. И здесь среди топ-лотов опять Пикассо. Кристис выставляет на торги сразу 12 работ художника, представляющих разные периоды его творчества – от ранней работы 1901 г. «Мулен Руж (Японский диван)» до позднего, 1969 г., портрета «Сидящий мужчина с трубкой и амуром». Их предварительная оценка составляет 3,2–3,8 и 2,8–3,8 млн. фунтов соответственно. В этой коллекции интересны также два портрета второй жены художника Жаклин, написанные в начале 1960-х годов. Известно, что Жаклин никогда не разрешала рисовать себя с натуры и Пикассо писал ее портреты по памяти и никогда их не продавал. Внушительные по размерам – каждый примерно 130х90 см – портреты оцениваются в 2,6–3,4 и 3–5 млн. фунтов.
Еще один топ-лот – работа Поля Сезанна «Дома среди деревьев» (82х65; около 1881). Первым ее владельцем был хороший друг Сезанна и не менее известный художник Огюст Ренуар. Предполагается, что Сезанн то ли подарил Ренуару этот пейзаж, то ли обменял на какую-то его работу. В 1926 г. картину приобрел американский коллекционер Ральф Бус. В его семье пейзаж и находился до сих пор, при этом с 1931 г. он ни разу публично не выставлялся. Эстимейт работы составляет 3,5–4,5 млн. фунтов. Примерно так же – 3,8–4,5 тыс. фунтов – оценивается картина Ренуара «Лето. Девушка на цветущем поле» (81х66; 1884), портрет сначала любимой модели, а впоследствии жены художника Алины.
Отдельная сессия торгов Кристис посвящена немецкому и австрийскому искусству. Особый интерес к этому сегменту рынка был отмечен в феврале этого года, когда торги немецким и австрийским искусством принесли аукционному дому 24,5 млн. фунтов. Тогда был поставлен новый мировой рекорд на графическую работу Эгона Шиле – его рисунок «Полуобнаженная на коленях» 1917 г. ушел за 4,2 млн. фунтов. На летних торгах имя Шиле опять среди топ-лотов. Сенсацией стало появление на аукционе картины Шиле «Поникшие подсолнухи», более полувека считавшейся утраченной и случайно обнаруженной экспертами аукционного дома (см. «НГ» № 22 от 5 мая 2006 г.). На торги она выставляется с оценкой 4–6 млн. долл. Большие надежды эксперты аукционного дома возлагают также на 5 акварелей Шиле из частной коллекции доктора Фредерика Герстеля, американского коллекционера, одним из первых начавшего собирать работы известного немецкого мастера. Три из пяти выставленных на торги работ многим хорошо известны, так как на протяжении длительного периода выставлялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Предварительная оценка листов, выполненных в 1911–1917 гг., колеблется от 250–300 тыс. фунтов до 2,4–3,2 млн. фунтов за небольшой (48х31 см) лист в смешанной технике, на котором изображена балерина Моа. Дополняют картину развития австро-немецкого искусства Эмиль Нольде, Густав Климт, а также Алексей Явленский и Василий Кандинский. Двоих последних мы привыкли считать русскими художниками, однако большая часть их жизни связана с Германией. Туда уезжает Явленский, там в начале 1910-х гг. Кандинский организовывает «Новое мюнхенское художественное объединение» и группу «Синий всадник», а затем на протяжении 10 лет преподает в знаменитой школе «Баухауза». Его абстрактная композиция в смешанной технике (37х37;1924) оценивается в 180–240 тыс. фунтов.