Господин Бенуа Шапиро доволен результатами московского Салона.
В Манеже завершил свою работу Третий международный салон изящных искусств. Если попытаться проследить динамику развития международных Салонов, то окажется, что каждый последующий кардинально отличается от предыдущего. Отчасти это связано с позицией организаторов, стремящихся к разнообразию, но еще больше – с естественным процессом становления и развития этого нового для российского рынка выставочно-коммерческого образования.
На завершившемся в понедельник Третьем салоне изменения, коснувшиеся прежде всего состава участников, были видны невооруженным глазом. Причем изменения эти трудно назвать положительными. Более 20 зарубежных галерей отказались в этот раз от участия в московском Салоне, и среди них как раз те, кто представлял высший срез мировой антикварной торговли. Не приехали лондонские галереи Feigen Aaron, запомнившаяся многим благодаря картине Рубенса «Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем», и Helly Nahmad Gallery, представлявшая огромную коллекцию импрессионистов. Отказались от участия парижане Maurice Segoura, Kraemer и Galerie de Jonckheere, привозившие роскошную мебель и старых мастеров. Почему? Антиквары, принявшие участие в Третьем салоне, объясняют позицию коллег по-разному. Кто-то из отказавшихся от участия разочарован отсутствием продаж и недостаточным интересом к своей коллекции. Кого-то отпугнули организационные неполадки, на которые в сентябре жаловались абсолютно все участники. В этом году, говорят, было лучше. Еще одна причина заключается в том, что многие серьезные галереи принимают участие в парижской Биеннале антикваров, готовятся к ней заранее, а потому сейчас им не до московских затей. И в связи с этим интересно сравнить подход галеристов к мероприятию – парижские антиквары не могут приехать на Салон в мае, потому что в сентябре у них Биеннале. Им нужно готовиться. А московские галереи современного искусства перевозят экспонаты из ЦДХ в Манеж, с Арт-Москвы на Салон, и вопрос подготовки их не волнует. Зато их присутствие на выставке вызвало много вопросов. Большинство антикваров, да и посетителей таким соседством недовольны, слишком разительным получился контраст. Да и увеличение числа российских антикваров общей экспозиции Салона на пользу не пошло. Если в прошлом году наш рынок представляли Элизиум, Гелос, Магнум-Арс, то на этот раз, за исключением нескольких серьезных фирм, их место заняли непонятный фонд «Империя истории» и весьма посредственного уровня галереи. Таким образом, российская часть экспозиции превратилась в странную смесь Арт-Москвы с Российским антикварным салоном, а все мероприятие в целом к этому последнему максимально приблизилось, хотя, наверное, было бы лучше, если бы Российский ежегодный салон в ЦДХ как-то к Международному салону подтянулся.
Но не все так плохо. Те галереи, что вновь приехали в Москву, Третьим салоном в Манеже довольны. С корреспондентом «НГ» они поделились впечатлениями и планами на будущее. О хороших продажах говорят в первую очередь те, кто специализируется на искусстве русского зарубежья, в частности галерея «Минотавр». Шагала, Сутина, Ланского и их современников у нас любят и хорошо покупают, но львиная доля их наследия находится за рубежом. Но и те, кто специализируется на искусстве более ранних эпох, на результаты не жалуются. Кто-то доволен реальными продажами, кто-то появившимися контактами и надеждами на будущее, кто-то таким образом привлекает русских клиентов, которые уже после окончания Салона покупают предметы за границей для своих заграничных резиденций. Вообще, если обобщить все, что говорят зарубежные антиквары про наш рынок, получается интересная картина – Москва для них площадка совершенно новая, незнакомая и неосвоенная, но то, что они видят, приезжая сюда, тот интерес к искусству и уровень знаний, который проявляют посетители выставки, те покупки, которые они делают, дают основания утверждать, что Москва станет еще одним центром антик-торговли наравне с Лондоном, Парижем и Нью-Йорком, и произойдет это, по прогнозам некоторых антикваров, в самом ближайшем будущем. Московские покупатели для них кто-то вроде новых Медичи, строящих дворцы и заполняющих их произведениями искусства. Все участники, с которыми довелось пообщаться, собираются приехать на следующий Салон, который должен состояться через год. Из недовольств осталась, пожалуй, только слишком слабая, по их мнению, рекламная кампания.
Весьма интересны и некоторые проекты галерей, связанные с Москвой. Так, галерея Мэзон д’Ар из Монако, на стенде которой можно было увидеть один из шедевров Салона – картину Эль Греко «Христос, несущий крест», планирует выставить лучшие работы из своей коллекции, в том числе все того же Эль Греко, в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Галерея специализируется на итальянской живописи XIII–XVIII вв. и регулярно устраивает выставки в различных музеях. А парижский антиквар Мишель-Ги Шадло, член S.N.A. (Национального синдиката антикваров), настолько доволен результатами московских Салонов, что планирует открыть здесь свою галерею. В Париже у г-на Шадло два салона в самых престижных районах – на Фобур Сент-Оноре и в Лувре антикваров, теперь же к ним может прибавиться салон в центре Москвы. Специализация галереи – роскошная мебель и предметы декоративно-прикладного искусства XIX века. На этом Салоне на стенде галереи привлекал внимание расписанный галантными сценами рояль португальской королевы.
По замыслу организаторов Салон будет проходить в Манеже три раза в два года: ежегодно в мае и один раз в два года в сентябре. Так что следующий приезд антикваров в Манеж ожидается через год.
Работы Сальвадора Дали всегда узнаваемы и по-прежнему притягательны. |
На Салон в Манеже многие приходят как в музей. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |