Одной из самых красивых картин, предлагаемых на русских торгах Сотбис 31 мая, будет полотно Исаака Левитана «Водяная мельница. Закат» (33х52) с эстимейтом 500–700 тыс. фунтов стерлингов.
Британский аукционный дом Сотбис обнародовал недавно любопытную информацию. В прошлом, 2005 году отдел русского искусства занял шестое место по общему объему продаж внутри аукционного дома (между прочим, после отделов импрессионистов, современного искусства, старых мастеров, ювелирных украшений и китайского искусства). В динамике это выглядит так: в 2004 году «наш» отдел был 12-м, а в 2003-м – 26-м. В целом общий объем продаж русского искусства на Сотбис только в Лондоне составил в прошлом году 38 млн. фунтов стерлингов, а во всем мире – 56 млн. фунтов (около 102 млн. долл.).
Стоит, конечно, ждать новых рекордов и от предстоящих майских торгов в Лондоне. К слову, эксперты фирмы ожидают результат около 16 млн. фунтов. На этот раз дом Сотбис отметится сразу тремя специализированными русскими аукционами. 31 мая в основной конторе на Нью-Бонд-стрит пройдут торги наиболее дорогих произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. 1 июня в Сотбис-Олимпия состоится аукцион менее дорогих предметов. И, наконец, 2-го на Нью-Бонд-стрит впервые в истории дома (а русские торги здесь проводятся с 1995 г.) будет проведен аукцион с названием «Russian Books».
«Главный» аукцион 31 мая включает более 450 лотов. Несомненным топом здесь считается традиционный многолетний лидер русских торгов Иван Айвазовский. Его монументальное полотно «Варяги на Днепре» (135х235; 1876) получило максимальный эстимейт, когда-либо назначавшийся за работу русского мастера: 1,5–2 млн. фунтов стерлингов. Работа известна также и под названиями «Сага о варягах» или «Путь из варяг в греки». Другая крупная работа Айвазовского, предлагаемая к продаже, – «Кораблекрушение на берегу Черного моря» (140х250; 1887), оценена в 600–800 тыс. фунтов.
Из прочих топовых лотов стоит выделить работы редко встречающихся в свободной продаже Г.Семирадского «Жанна Д’Арк» (136х90) и Н.Чернецова «Вид Ореанды на южном берегу Крыма» (68х98), одинаково оцененные в 200–300 тыс. фунтов каждая. Последняя картина, возможно, изображающая великого князя Михаила Павловича, происходит из собрания семьи Нобель. Столь же высокой оценки впервые достигло полотно известного академического пейзажиста Е.Волкова «Иерусалим осенью» (67х116). Картина «Пляска свах, Лигачево» (134х200; 1912) кисти К.Юона называется лучшей работой этого автора, предложенной на торги в последние годы. Эстимейт – 300–400 тыс. фунтов. Исключительно редок в продаже известный символист-голуборозовец В.Борисов-Мусатов. Его картина «Последний день» (43х57; 1903) впервые выставляется на продажу. Полотно было приобретено напрямую у художника в 1904 г. В.Направником, сыном русского дирижера и композитора Эдуарда Направника, и с тех времен оставалась в семейной коллекции. Работа оценена в 200–300 тыс. Высокие эстимейты получили картины К.Коровина «Рыбалка в солнечный день» (93х73; 1915) – 500–700 тыс. и М.Ларионова «Закат на Черном море» (42х84; 1905) – 300–500 тыс.
Среди послевоенных и современных картин, предлагаемых на аукционе, можно выделить работы Э.Штейнберга «Похороны и воскрешение» из коллекции графа и графини Потоцких (20–30 тыс.) и Э.Гороховского «Праздничная мозаика» (диптих 1988 г.; 40–60 тыс.).
В разделе прикладного искусства, несомненно, лучшей работой является пара императорских фарфоровых ваз периода Николая I. Вазы высотой более метра и около 80 см диаметром были переданы в дар российским императором графу Дюрама, Джону Ламбтону, во время его службы послом в России в 1836 году. Ожидают, что цена на эти парные вазы достигнет 1,2–1,8 млн. фунтов, что кажется вполне вероятным, учитывая особый интерес к парным вазам одной высокопоставленной российской особы. Другая пара фарфоровых ваз (по 70 см каждая), предложенных на аукционе – одна из них с изображением молодой красавицы на фоне пейзажа и другая с женщиной в трауре по поводу потери ее ручной птички, – также относятся к периоду Николая I. Их оценка составляет 300–500 тыс. фунтов.
Интересен факт появления в аукционном каталоге группы тарелок агитфарфора, которые предложены на продажу из частной английской коллекции. Довольно давно этот период не предлагали к публичной продаже. Тарелка «Да здравствует Советская власть», изготовленная по дизайну З.Кобылецкой, оценена в 10–15 тыс. фунтов. И, конечно, какой же русский аукцион обойдется без Фаберже?! Топом здесь станут золотые с гильошированной эмалью и жемчужинами часы, выполненные мастером М.Перхиным около 1895 года. Часы оценены в 500–700 тыс. фунтов.
200–300 тыс. фунтов – столь высокой оценки впервые достигло полотно Ефима Волкова «Иерусалим осенью» (67х116). | Картина Константина Юона «Пляска свах, Лигачево» (134х200; 1912; 300–400 тыс.) считается одной из лучших работ этого автора. |