Топ-лот аукциона МакДугаллс – декоративное настенное панно Константина Маковского (158х215).
Оценка 250–300 тысяч фунтов.
Первым проведет торги 30 мая не так давно возникший лондонский аукционный дом МакДугаллс. Он представляет довольно обширную (более 250 лотов) и весьма разнообразную коллекцию – помимо живописи и графики XIX–XX вв. в нее вошли скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.
Главная забота владельцев аукционного дома – качество представленных в коллекции работ. А качество – это прежде всего подлинность. Среди экспертов, работающих с МакДугаллс, – Александр Кузнецов, Владимир Петров, Никита Лобанов-Ростовский, Джэйкоб Гилдор. Однако только визуальной экспертизой организаторы не ограничиваются. В отличие от своих «старших» коллег – зарубежных аукционных домов с почти трехвековой историей – МакДугаллс, заботясь о своем реноме, проводит химико-технологическую экспертизу произведений еще на этапе формирования коллекции, из-за чего в результате некоторые работы в эту коллекцию не попадают. Соответствующий анализ проводится в Лондоне в лаборатории доктора Николаса Истоу, к помощи которого прибегает английский суд, разбирая вопросы об авторстве произведений искусства. Кстати сказать, подробные результаты экспертизы некоторых произведений опубликованы в прекрасно изданном каталоге аукциона.
Коллекция предстоящих торгов дает панораму развития русского искусства XIX–XX вв. от классики (И.Лампи-младший, И.Левитан, Ф.Малявин, К.Горбатов) до авангарда (Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Родченко, Р.Фальк, Д.Бурлюк) и «неофициального искусства» (Д.Плавинский, А.Зверев, Ю.Соостер, В.Яковлев). Представлена на аукционе и так называемая парижская школа – М.Кислинг, А.Ланской, С.Шаршун, М.Шагал, А.Федер, М.Васильева, В.Хмелюк.
Топ-лот аукциона – декоративное настенное панно Константина Маковского, выполненное для особняка братьев фон Дервиз на Английской набережной в Петербурге. Масштабная композиция (158х215), являвшаяся, по мнению экспертов, частью многосоставной аллегорической программы, предварительно оценивается в 250–300 тыс. фунтов.
Другие топ-лоты предстоящих торгов – картина К.Коровина «Дама с гитарой» (97х76; 1920-е; 150–200 тыс.), ранний «Женский портрет» И.Репина (115х90; 1875; 100–150 тыс.), написанный, как считают эксперты, для представления на парижском Салоне во время пенсионерской поездки художника, «Абстрактная композиция» А.Экстер с безупречным провенансом (69х56; 1918; 150–200 тыс.), а также уникальный эскиз плаката А.Родченко, рекламирующий печенье фабрики «Красный Октябрь», выполненный в 1923 г. для Моссельпрома (100–150 тыс.).
Одна из особенностей коллекции МакДугаллс – в ней довольно много имен не коммерческого, а скорее эстетского, знаточеского толка. Это и художник II трети XIX в. Е.Рейтерн, и А.Пахомов, и Р.Васми, представляющие ленинградскую школу соответственно 1930-х и 1960-х годов, и не представленный на других западных аукционах М.К.Соколов.
«Дама с гитарой» Константина Коровина также оценена в 150–200 тысяч. | «Абстрактная композиция» Александры Экстер – 150–200 тысяч. |